Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

Тема статьи: Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 62

Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

Выполнино: социальным педагогом
школы № 62
Сныровой Г.К.

Нижний Новгород, 2012 года

1.Ритуал приветствия
1.1 Разминка
2.Актуализация цели проводимого мероприятия
3.Принятие правил группы
4.Тренинг
5.Продвинутая лекция с использованием информационных технологий
6.Мозговой штурм
7.Ролевая Игра
8 Итоговый тест
9 Ритуал прощания

Профилактика алкоголизма среди учащихся

Цель: снижение риска приобщения учащихся к употреблению спиртных напитков.
Задачи:
1.создать атмосферу доверия, взаимного уважения и взаимопонимания группы;
2.дать правдивую информацию о спиртных напитках, последствия их употребления и влияния на все сферы жизни человека;
3.Отработка навыка умения сказать «нет» в ситуациях, когда подростку предлагают спиртное.

Используемые формы работы:

Дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, тренинг по тренировке технологии «отказа».
Ход занятия
1.Приветствие

Ребята сидят в круге.
Ведущий предлагает ученикам разделиться на две группы «европейцев», «японцев».
Инструкция:
Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются.
Это упражнение способствует положительному эмоциональному настрою, заряжает группу положительной энергией.
1.2.Разминка.
Упражнение на сплочённость группы.
Ведущий предлагает ребятам разминку на тему: «В чём мне повезло в этой жизни?»
Инструкция:
Ведущий предлагает участникам группы разбиться по парам.В течение двух минут рассказать своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни.Через две минуты поменяться ролями.
После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями, обсуждение.
это упражнение помимо собственной ценности, повышает уровень жизненного оптимизма, создаёт хороший настрой на работу.

2.Актуализация цели проводимого мероприятия.
Ведущий: «Ребята, мы встретились для того, чтобы вместе с Вами поразмыслить над теми проблемами, которые есть в нашей жизни, вместе с Вами найти пути их разрешения.За время занятия Вы лучше узнаете самих себя, сможете принять правильное решение и противостоять предложению о принятии алкоголя.

3.Принятие правил работы группы в группе.

Правила группы.
(правила написаны на плакате).
1.Давать возможность высказаться.
2.Каждый говорит от своего имени.
3.Безоценочность и уважение.
4.Активность.
5.Правило «Стоп».
6.Правило обратной связи.
7.Здесь и сейчас.
8.Слова не переходят в действие.

Основные правила работы ведущего в группе:
– поддерживать самооценку участников;
– создавать благоприятную групповую атмосферу на основе доверия и принятия друг друга;
– обеспечить безопасность самораскрытия детей.
4.Тренинг

Ведущий: «Ребята, Вы наверное не раз сталкивались с людьми, которые употребляют алкоголь.Вспомните и назовите те чувства, которые Вы испытываете, сталкиваясь с такими людьми».

Задание: Выбираем секретаря, выписываем на доску утверждение детей.
На доске: жалость, страх, злость, бессилие, ненависть, и так далее (предлагаемые ответы учащихся).

Чувства, перечисленные Вами противоречивы.Одни относятся к пьющим людям, как к больным, другие как к преступникам.Давайте вместе с вами обсудим, что знаете о последствиях употребления алкоголя.

5.Продвинутая лекция с использованием информационных технологий.

Ведущий: Рассмотрите этот набор фотографий, изображающих людей находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Ведущий дополняет и обобщает информацию.

Последствия употребления алкоголя:
1.Социальные:
ДТП, потеря работы, распад семьи, преступления

2.Органические последствия:
Дети, рожденные от алкоголиков, имеют следующие патологии:
умственное недоразвитие, отставание в массе тела, болезни сердца, анемия костей и суставов.

Цирроз печени – это омертвление клеток печеночной ткани, в 70% Алкогольного происхождения.

Воздействие на головной мозг.
Снижение мыслительной способности.

Суициды – каждое пятое самоубийство на почве пьянства.

Деградация личности – раздражительность, злость, агрессивность, безответственность.

4.Псевдоположительные эффекты:
успокоение, расслабление, подъём настроения.

5.Псевдолечебный эффект
в результате расширения сосудов возникает кратковременное согревания организма, при этом идет избыточная отдача тепла в окружающую среду с последующим переохлаждением.

Признаки формирования болезни:

1.расширения круга поводов для выпивки;
2.нарастание частоты выпивок;
3.ослабление ситуационного контроля;
4.Рост личной переносимости дозы алкоголя от 50-100 мл.водки до 300-400 мл.т.е.минимум в 5 раз;
5.утрата защитного рефлекса на возросшую дозу спиртного;
6.утренняя забывчивость;
7.усилия симптомов плохого самочувствия на следующее утро после выпивки;
8.Смертельная доза для взрослых 6-8 грамм на 1 килограмм веса, для ребёнка 1-2 грамма на 1 килограмм веса.

Болезнь – зависимость – возникает в связи с систематическим потреблением алкоголя, проявляется запоями, обязательным опохмелением.При отмене вина появляется дискомфорт, депрессия с потребностью вновь выпить, самостоятельно без алкоголя человек не может успокоиться.

Инструкция.
Ведущий предлагает учащимся выявить причины употребления спиртных напитков сверстниками.

Ребята свободно высказываются по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь.
Секретарь фиксирует на доске ответы.
ведущий поощряет активность всех учащихся.
Примерные ответы:
– человек употребляет алкоголь потому, что это помогает ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции и так далее.

Ведущий подводит итог и делает обобщение.Вопросы ведущего: Что было трудно? Были сделаны какие-то открытия? В ходе обсуждения главное внимание обращается на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя? Если другие способы достичь того же эффекта? Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение.Это же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещение дискотеки, разговора с другом и так далее.

Ролевая игра направлена на отработку навыка сказать «нет».

Двое желающих принимают на себя роли, юноша и девушка встретились на квартире у молодого человека, пока родителей нет дома.Уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется симпатия.Продолжительность такого взаимодействия 10-15 минут.По окончанию игры остальные участники дают «обратную связь» девушке, которая отказывалась, с целью выявить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.Обсуждение вопроса: «Что из полученного во время игры опыта Вы перенесли бы в свою жизнь и как?»
Игры служат развитию самостоятельности, подкрепляют уверенность в собственных силах.Игры предполагают апробирование нового для себя в данной ситуации.

8.Итоговый тест.

Ребята заполняют тест «Миф и реальность об алкоголе».

Ведущий: Ребята жизнь достаточно сложна, в ней возникают ситуации, в которых Вы должны сказать «нет» алкоголю.Я надеюсь, что Вы выберете здоровье, а значит жизнь.

9.Ритуал прощания.

В заключение тренинга Участники в общем круге тесно держаться за плечи друг друга.Смотрят друг на друга и воспринимают своё сплочение.Далее круг с минуту раскачивается вправо-влево.В конце все хором произносят по команде ведущего «Молодцы!» «До свидания».

1.Моисеев А.П., Добролюбов А.В., Куковенко Е.П., Левицкая Е.А.Профилактика потребления ПАВ среди детей и подростков.
Методическое пособие для социальных педагогов.Н.Новгород, 2004.

2.Нелидов А.Л., Попова Т.А., Леднева Л.В.Программа семинара – тренинга подготовки учащихся-волонтёров «Миссия доброй воли!» по областной программе « Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи».Н.Новгород, 2007.

3.Шпаков А.О.Алкоголизм, Наркомания.Токсикомания, Курение.Природные и бытовые яды.Справочник для родителей и детей.СПб.: Зенит, Энергия,2000.

План мероприятий по профилактике алкогольной, наркотической и токсической зависимостей среди несовершеннолетних на 2016 год

МО «Сарапульский район»

по профилактике алкогольной, наркотической

и токсической зависимостей среди несовершеннолетних

Ответственный за проведение

1. Нормативно – правовая деятельность

Рассмотрение и утверждение плана мероприятий по профилактике алкогольной, наркотической и токсической зависимостей среди несовершеннолетних на 2016 год

Субъекты системы профилактики

Секретарь КДН и ЗП

Рассмотрение плана работы КДН и ЗП на 2016 г.

Председатель КДН и ЗП

2. Организационно – практическая деятельность

¾ «О наркотиках и наркомании»;

¾ «Проблемы здоровья наркоманов»;

¾ «Уголовная ответственность»;
«Улица, подросток»;

¾ «Скажем наркотикам «Нет!»

¾ «Привычки.Их влияние на организм»;

¾ «От вредной привычки к болезни всего один шаг»;

¾ «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»;

¾ «Влияние алкоголя на детский организм»;

Всероссийская антинаркотическая акция «За здоровье и безопасность наших детей»

Управление образования.Образовательные учреждения

Проведение мероприятий, приуроченных к «Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом»:

Отдел молодежной политики

Всероссийский интернет – урок «Имею право знать!»

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью»

Проведение смотра – конкурса среди детских и молодежных клубов по формированию ЗОЖ «Пока молодой»

Декада здоровья – проведение спортивных мероприятий

Лекции для учащихся с приглашением специалистов «Проблемы подросткового алкоголизма», «Наркомания», «СПИД»

Месячник пропаганды здорового образа жизни

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Декада «Школа без табачного дыма»

Районный фестиваль волонтеров

Управление образования, МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Конкурс фоторабот и видео презентаций «Сохранить себе жизнь»

Спартакиада школьников Сарапульского района (15 мероприятий)

Сектор по ФК и спорту

Спартакиада младших школьников Сарапульского района (5 мероприятий)

Сектор по ФК и спорту

Спартакиада среди воспитанников ДОУ Сарапульского района «Малыши открывают спорт» (5 мероприятий)

Сектор по ФК и спорту

Республиканская акция «Стоп сигарета»

Управление образования, образовательные учреждения

Месячник «Удмуртия против наркотиков»

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Фестиваль молодежной уличной культуры «Урбания»

Международный день борьбы с наркоманией:

¾ Проведение конкурса онлайн плакатов

Отдел молодежной политики,

Конкурс плакатов «Здоровым быть модно», размещение в общественных местах

Демонстрация видеоролика «Я сюда больше не вернусь» к Дню трезвости и борьбы с алкоголизмом

Проведение беседы «О вреде курительных смесей»

Тестирование среди детей и подростков «Как хорошо вы можете противостоять давлению сверстников»

Районная олимпиада исследовательских работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Районный конкурс среди образовательных учреждений «Система работы по предупреждению зависимости от психоактивных веществ и формированию здорового образа жизни»

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Международный день борьбы со СПИДом:

Отдел молодежной политики

Проведение лекций, бесед, показ видеороликов в организованных коллективах детей

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Тематические выставки книг по проблемам ЗОЖ, наркомании, табакокурения, СПИДа и т.д.

Образовательные учреждения, завучи по внеклассной работе, заведующие медиатекой

Конкурс «Самый здоровый класс»

3. Инструктивно – практическая деятельность

Оформление уголков «Здоровья» в лечебно – профилактических учреждениях района по профилактике и раннему выявлению алкогольной, наркотической и токсической зависимости, пропаганде ЗОЖ

БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР»

Социальная рекламная кампания по профилактике ксенофобии и экстремизму:

Отдел молодежной политики

Проведение учебы с медицинскими работниками района по вопросам профилактики, раннего выявления, оказания неотложной и скорой медицинской помощи при алкогольной, наркотической и токсической зависимости

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Обучение социальных педагогов, классных руководителей, психологов школ по вопросам ранней диагностики потребления психоактивных веществ, организации профилактики

Работа волонтерских отрядов (ровесник – ровеснику) по темам: Алкоголизм, наркомания

Проведение ежегодных родительских собраний «Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей»,

«Роль семьи в профилактике алкоголизации, наркомании и СПИДа»

Проведение смотра – конкурса на лучший санбюллетень на тему:

¾ «Правда и ложь об алкоголе»;

¾ «Дети и алкоголь»;

¾ «Мифы и правда о наркотиках»;

¾ «Ты попал в беду»;

¾ «Мы выбираем здоровый образ жизни»

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Пропаганда спорта, здорового образа жизни: участие в спартакиаде среди медицинских работников «Здоровье».

Участие в сельских спортивных играх

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Изготовление буклетов для детей и подростков «Спасибо, нет!»

Изготовление буклетов по рекомендациям для родителей по раннему выявлению вредных привычек у детей и подростков

Подготовка и размещение информации по пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления наркотических и психотропных средств в сети Интернет на странице официального сайта МО «Сарапульский район»

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Работа наркопостов в образовательных учреждениях

4 образовательных учреждения Сарапульского района

4. Индивидуальная профилактическая работа с отдельными категориями граждан

Психологическое занятие с элементами тренинга: «Как сказать «нет»;

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов.Классный час для студентов колледжа, техникума.Классный час «О вреде пьянства и алкоголизма»

Сценарий классного часа для учащихся 9 классов.Сценарий классного часа для учащихся 10 класса.Сценарий классного часа для учащихся 11 классов.Сценарий классного часа для старшеклассников.Основная цель этого классного часа – это пропаганда здорового образа жизни.

Сценарий классного часа на тему «Пьянство и алкоголизм»

Цели классного часа

1.Донести до учащихся информацию о вреде алкоголя.

2.Разобраться с причинами, приводящими к употреблению алкоголя.

3.Призвать учащихся к отказу от употребления алкоголя.

Предварительная подготовка

1.Материал для сообщений, который дается двум ученикам.

2.Веник или швабра для игры.

3.Видеопроектор и рекламные ролики.

4.Распределение ролей сценки между учащимися.

Введение

Преподаватель показывает видеоролики с любой рекламой.

■ Как вы думаете, что такое реклама и для чего она предназначена?

После обсуждения подвести к ответу: реклама представляет собой одну из форм передачи покупателю информации о товаре, его качествах, цене, возможностях использования и т.п.Цель рекламы — продать товар.

■ Всегда ли информация о товаре, передаваемая в рекламе, оказывается достоверной? (По возможности привести примеры).

■ Что испытывает человек, обнаружив, что качество товара не соответствует тому, которое было обещано рекламой? (Разочарование).

■ Любая реклама стремится красочно описать товар, показывая его только с лучшей стороны.Как можно узнать, правдива реклама или нет? Подвести к ответу: чтобы узнать, правдива реклама или нет, надо найти достоверную информацию о товаре.

■ Знаете ли вы рекламу, которая представляет товар, который не только разочаровывает, но может причинить непоправимый вред его потребителю? Ответ: реклама пива.После этого показывается рекламный ролик с пивом.

Посмотрите, какая завлекательная реклама.Она не обещает ничего, кроме удовольствия.Но как можно противостоять этому заманчивому предложению? Ответ: узнать достоверную информацию о пиве и основном его составляющем — алкоголе.

Сегодня на классном часе мы будем рассматривать всем хорошо знакомую тему — алкоголь.

Основная часть классного часа

1.Что такое алкоголь и каково его влияние на человека.

Алкоголь приносит много бед людям.Многие из вас сталкивались с этой проблемой в жизни.Многие семьи страдают от пьянства одного или нескольких их членов.Видели ли вы пьяных людей? Видели ли вы кого-либо из своих близких или друзей в пьяном состоянии? На самом деле в наше время очень трудно найти молодых людей, которые не попробовали на себе влияние алкоголя.Но знаем ли мы правду об алкоголе и его влиянии на нас? Что вы знаете?

Ответы учеников.После этого следует выступление одного из школьников.

Сообщение 1.Что такое алкоголь, его влияние на человека.

Употребление алкоголя известно с глубокой древности.Фруктовые соки, мед и даже молоко, постояв на солнце, приобретали свойства, которые люди, выпив такие напитки, не могли не подметить: они вызывали веселость, легкость, возбуждение и т.п.Из литературных источников известно, что пьянство широко процветало в Древнем мире.О нем упоминается также во всех мифах и легендах.Даже боги, по представлениям людей, предавались разгулу под воздействием вина и других алкогольных напитков.Из тех же источников мы узнаем, что пьяному разгулу всегда сопутствовали разврат и преступность, а также болезни.

Так что же представляет собой алкоголь, предлагающий одновременно радость и беду?

Основу любого алкогольного напитка составляет этиловый спирт.

Физиологическое влияние. Попадая в желудок и кишечник, алкоголь впитывается в кровь уже в течение 5-10 мин после принятия.По кровеносным сосудам спирт разносится по всему организму человека.Если – рассмотреть под микроскопом клетки, в которые он попадает, то можно увидеть, как они сморщиваются, перестают нормально функционировать.Если алкоголь попадает в клетку неоднократно, вскоре она погибает.Так начинают разрушаться органы: печень, сердце, почки.Перерождается ткань кровеносных сосудов, нарушается функционирование всего организма в целом.Таким образом, опьянение, по сути, представляет собой отравление организма алкоголем.

Клетки мозга страдают от алкоголя в первую очередь.А вред, нанесенный им, является непоправимым.Мощным потоком крови алкоголь доставляется к го­ловному мозгу, его высшим отделам, затрагивая нервные клетки.В результате разрушается связь между различными отделами головного мозга.

Алкоголь, попавший в организм человека, выводится оттуда в течение нескольких дней.Особенно вредным является воздействие алкоголя на юный организм, кото­рый в период роста и развития очень восприимчив ко всем наркотическим веществам.Юноши и девушки, употребляющие алкоголь, подвергают опасности разрушения все свои органы, особенно центральную нервную систему.В результате сильно снижается память, возникают психические проблемы, резко ухудшается поведение.

В алкогольных напитках выявлено наличие канце­рогенных веществ, которые приводят к возникновению злокачественных опухолей.Особенно велик риск заболевания раком у юношей и девушек, злоупотребляющих спиртным.Так, согласно статистике, риск возникновения рака полости рта у молодых людей возрастает в 10 раз.А если они при этом не только употребляют алкоголь, но и курят, риск возрастает в 15 раз по сравнению с непьющей молодежью.

Влияние на потомство. Алкоголь производит разрушительное действие в клетках, в том числе и на генетическом уровне.Это негативно сказывается на потом­стве.Дети рождаются неполноценными, с врожденными заболеваниями.

У юношей, злоупотребляющих алкоголем, ослабляется половая потенция.У девушек нарушается процесс выработки половых гормонов и созревания яйцеклетки.Злоупотребляющие алкоголем люди могут остаться бездетными.

Влияние на поведение. Кровеносные сосуды расширяются под воздействием алкоголя, что увеличивает поток крови, поступающий в головной мозг.Бурный поток насыщенной алкоголем крови приводит к увеличению возбуждения нервных центров.Это и вызывает легкую эйфорию и веселость.Однако после этого в ра­боте мозга происходят изменения.Высшие отделы ослабляют контроль над низшими отделами.В результате человек в состоянии опьянения перестает контролировать свое поведение, речь.Его действия становятся развязными.Человек начинает говорить то, что ни за что не сказал бы в трезвом состоянии.

Чем больше человек пьянеет, тем больше парализуются его нервные центры, контролирующие работу возбужденных отделов головного мозга.Человек перестает думать о последствиях своих поступков и слов.Тайные страсти и порочные наклонности, которые человек прячет в глубине души, выходят наружу, что приводит к дурным действиям.Воспитанность и скромность отходят в сторону, уступая место легкомыслию и нахальности.Человек становится невнимательным, неосторожным, может рассказать все секреты.

Женщины под влиянием алкоголя становятся развязными в своем поведении, теряют стыд, не следят за нормами поведения.Пьяные женщины теряют свое до­стоинство, становятся распущенными, склоняются к случайным половым связям.Следствием часто становятся нежелательные беременности и венерические заболевания.

Влияние на волю. Под действием алкоголя воля человека ослабевает, и большую свободу получают инстинкты.В результате человек не может себя контролировать и совершает поступки, которые он не хотел бы совершать, следуя разуму.Но человек начинает следовать внутренним побуждениям, не в силах им противиться.Это приводит к чувству сожаления и раскаяния в содеянных проступках и ошибках.Эти чувства мучают человека, но не изменяют его.

Развитие зависимости.Алкоголь создает эффект приподнятого настроения.Это чувство радостного возбуждения приятно человеку и побуждает его снова и снова употреблять алкоголь.При постоянном употреблении алкоголя происходят общее отравление организма и перерождение тканей.Клетки начинают черпать энергию не столько из веществ, получаемых с пищей, сколько из алкоголя.Развивается химическая зависимость.Это серьезная трагическая болезнь, от которой почти невозможно вылечиться.

Если воздействию алкоголя подвергаются юноши и девушки, у них развитие зависимости происходит в 4 раза быстрее, чем у взрослых людей.В этом возрасте еще не закончено формирование личности, поэтому она тоже испытывает разрушительное воздействие алкоголя.

Мы старшеклассники.Мы почти взрослые.В нашей власти выбирать друзей.Только мы сами принимаем решение, употреблять алкогольные напитки или отказаться от них.Мы не дети и уже достаточно сильны, чтобы найти в себе мужество противостоять всяким попыткам склонить нас к употреблению алкоголя, даже если это наши близкие друзья.Давайте избегать вечеринок, на которые собираются молодые люди, совсем не умеющие веселиться и радоваться жизни без выпивки.Мы — молодежь.В наших руках будущее.Давайте будем иметь трезвый взгляд на жизнь.

Игра «Пчелка»

Далее для выявления причин и следствий употребления алкоголя классный руководитель предлагает ребятам сыграть в игру.

Для игры выбирают четырех юношей.Они по очереди держат в руке веник или швабру, поставленную в направлении подбородка.При этом участники должны смотреть в потолок.В таком положении им надо сделать тридцать оборотов вокруг веника или швабры в качестве оси кружения.На выполнение задания дается время — 45 с.

Тот, кто справился с этим заданием, должен положить веник или швабру на пол перед собой и попытаться переступить через него туда и обратно.Если кто-то справится и со вторым заданием, получает большой приз (шоколадку, бутылку лимонада и т.п.).Обычно большинство участников не может справиться даже с первым заданием.

Учитель: итак, мы продолжим наш разговор.Игра хоть и принесла радость, но оказала заметное влияние на физические способности.Из-за воздействия на мозг нарушилась координация движений.То же происходит и во время употребления алкоголя.Он разрушительно действует на мозг и его функции.Но почему же люди, зная о пагубном влиянии на организм, все равно не находят в себе сил отказаться от предлагаемого алкоголем удовольствия?

Первый вопрос для обсуждения

Что происходит с людьми, когда они напиваются?

Возможные ответы: радостная эйфория, головная боль, депрессия, слабость, непристойное поведение, бол­тливость, неприятный запах, тянет на откровенные разговоры, страх, мания преследования и т.д.

Второй вопрос для обсуждения

А каковы, на ваш взгляд, причины, заставляющие молодых людей употреблять алкогольные напитки?

Возможные ответы: чтобы улучшить настроение, «поймать кайф», чтобы угодить друзьям, для храброс­ти перед каким-нибудь делом (особенно если оно касается девушек), заглушить чувство одиночества, отчая­ния, разочарования, вины, снизить чувство отвержения, для борьбы с депрессией и т.д.

После этого следует выступление ученика, который читает стихотворение.

Английский поэт Роберт Бёрнс написал такие строки:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство — без причин.

Сообщение 2.Причины и следствия злоупотребления алкоголем.

Причины.Они могут быть разными.Вот, например, причины, которые могут побуждать взрослых тянуться к бутылке.Так, например, некоторые пытаются таким способом справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими в их жизни.Они думают, что выпивка сделает их проблемы легче, даст силы перенести тяжелые обстоятельства, противостоять давлению, прессу.

Другие прибегают к выпивке по социальным мотивам.Например, если человек вырос в неблагополучной семье.Или жизнь не складывается, не хватает денег на нормальное существование, сломался.Возможно, на работе каждую неделю попойка, от которой трудно отказаться — окажешься чужаком.Или соседи постоянно выпивают и угощают.

Есть ритуальные причины, когда к выпивке относятся как к обязательному действию: на празднике, вечеринке, встрече, общении с друзьями.Это становится ритуалом, от которого нельзя отказаться, иначе придется уйти, иногда даже порвать отношения.

Молодежь в основном начинает пить из-за конфор­мизма, т.е.за компанию.Многие не могут отказаться от предложения, потому что все в их группе это делают.Боятся прослыть «белой вороной».

Другой распространенной причиной алкоголизма среди молодежи является дурной пример близких родственников.Когда в семье пьют, дети очень рано вовлекаются в эту зависимость.У них есть соблазн и возможность попробовать, чтобы выяснить, действительно ли так приятно употребление алкоголя, что их родители готовы на все ради этого удовольствия.Жизнь в неблагополучной семье сама по себе является трагедией, ко­торую хочется как-нибудь облегчить.Испытав радостное забытье от первых рюмок, юношу начинает тянуть к этому способу решения проблем.Потом он уже не может остановиться.

Некоторые молодые парни и девушки начинают пить из любопытства.Им интересно узнать, что представляет собой состояние опьянения, как он или она будут себя вести в этом состоянии.

Некоторые парни прибегают к выпивке, чтобы стать более свободными и смелыми в общении с девушками, впечатлить их, понравиться.Девушки не отказываются от предложенного понравившимся парнем пива или вина, чтобы не оттолкнуть его от себя.

Часто молодые люди прибегают к алкоголю из-за несчастной любви, одиночества, отвержения.Таким образом они борются с негативными душевными чувствами, пытаясь искусственно поднять себе настроение.

Последствия.Следствием употребления алкоголя являются внутренняя опустошенность, потеря ориента­ции в жизни, потеря жизненного интереса, отсутствие силы воли, разрушение личности, психические нарушения, отказ от нравственных принципов.

Некоторых употребление спиртного приводит к нарушению закона, совершению преступления.Многие несовершеннолетние преступники становятся таковыми в результате употребления алкоголя.Преступления, совершенные пьяными людьми, являются очень жестокими и строго наказываются по закону.Много убийств, краж и хулиганских нападений совершается в состоянии алкогольного опьянения.Множество аварий на дорогах с трагическими последствиями произошло по вине пьяных водителей.

Употребление алкоголя провоцирует насилие в семьях.Алкоголизм ведет к спуску по социальной лестнице на самое дно — пьяницы часто остаются без жилья, работы, семьи, друзей, становятся бомжами, живут на улице, в подвалах.Они становятся отверженными обществом людьми и не могут уже вернуться к нормальной жизни из-за непоправимых психических изменений.

Если ты решился попробовать облегчить свое душевное состояние с помощью спиртного, то подумай: действительно ли это поможет тебе? На самом ли деле выпивка облегчает давление и решает проблемы или только маскирует их, затушевывает? Поможет ли тебе Употребление алкогольных напитков изменить реальность вокруг тебя или, наоборот, уведет тебя от реальности? Так стоит ли тебе окружать себя искусственной Реальностью или стоит подумать и принять жизнь такой, какая она есть?

Затем классный руководитель или один из учеников читает отрывок из произведения Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», гл.XII:

«На следующей планете жил пьяница.Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.

— Пью, — мрачно ответил пьяница.

— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», — думал он, продолжая путь».

Что в этом отрывке можно узнать о пьяницах?

1.В этом отрывке описывается порочный круг, в который попадают зависимые люди и из которого не могут выбраться.

2.Хорошо описана психологическая зависимость: любой пьяница верит, что может бросить, если захочет, вся проблема в том, что он никогда этого не захочет, даже если его мучает совесть — влечение к спиртному сильнее.

Третий вопрос для обсуждения

■ Действительно ли алкоголь помогает в решении проблем?

В форме дискуссии обсудить с классом вопрос, помогает ли употребление алкоголя справиться со стрессом, расслабиться, решить трудные вопросы или все совсем наоборот.

Четвертый вопрос для обсуждения

■ Правильно ли я поступаю, употребляя алкоголь?

Отработка навыков отказа. Как же я могу уберечь себя от пагубного влияния алкоголя? Как отказать тем, кто предлагает попробовать? А если это мои близкие друзья?

Выходит ученик и читает стихотворение:

Средь традиций самых разных

Есть нелегкая одна

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну и пей другую,

и седьмую, и восьмую

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну, а если не могу я,

Ну а если мне нельзя?

Ну, а если есть причина

Завтра утром в форме быть,

Подскажите, как мне быть?

Пить спиртное иль не пить?

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что делать юноше в подобной ситуации? Отказаться? Но как? Сейчас мы посмотрим, как вы умеете говорить «нет».

Учитель делит класс на группы.Каждой группе раздает листки, на которых описаны ситуации, в которых молодому человеку предлагают употребить алкогольный напиток.Ученики должны обсудить ситуацию, а затем обыграть ее по ролям, при этом показать, как можно отказаться от предложения.

Задание для первой группы. Парень влюбился в девчонку из соседнего двора.Друзья посоветовали подойти и признаться ей в своих чувствах, но перед этим выпить для храбрости.

Задание для второй группы.Две подруги гуляют в парке.К ним подходят парни, чтобы познакомиться.Чтобы завязать разговор, они предлагают девушкам угостить их пивом.

Задание для третьей группы. На дискотеку кто-то из ребят принес бутылку водки и предлагает своей компании выпить для поднятия настроения.

Задание для четвертой группы.Девушке нравится молодой парень.Он приглашает ее на свидание и ведет в кафе.Здесь он предлагает ей заказать алкогольный напиток.

Заключение

Вывод

Трудно найти молодежную группу, которая не испытала бы на себе влияние алкоголя.Если провести анонимный опрос в школе по вопросу употребления алкогольных напитков, то многие бы ответили, что употребляют их в большем или меньшем количестве.Наверняка, попробовав спиртное впервые, подросток не стал искать информацию о пользе или вреде этого напитка, не стал советоваться со знающими людьми, а стоит ли продолжать этим заниматься, не начал искать статьи в интернете о проблеме пьянства и алкоголизма.Многие подростки даже не задумываются о влиянии и последствиях употребления алкоголя на их здоровье, личность, жизнь.Они просто выпивают.«Бутылка пива — что в этом плохого? Все вокруг так делают!» И не замечают, как увлекаются.Не будь легкомысленным.Помни о последствиях.

Далее ученики показывают сценку по мотивам басни С.В.Михалкова «Заяц во хмелю».

В день именин, а может быть, рожденья

Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.

В кругу друзей, за шумною беседой,

Вино лилось рекой.Сосед поил соседа.

И Заяц наш, как сел,

Так, с места не сходя, настолько окосел,

Что, отвалившись от стола с трудом,

Сказал: «Пшли домой!» —

«Да ты найдешь ли дом? —

Спросил радушный Еж.—

Поди, как ты хорош!

Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!

В лесу один ты пропадешь:

Все говорят, что Лев в округе объявился!»

Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.

«Да что мне Лев! — кричит.—

Да мне ль его бояться!

Я как бы сам его не съел!

Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!

Да я семь шкур с него спущу

И голым в Африку пущу.»

Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,

Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:

«Видали мы в лесах зверей почище львов,

От них и то летели клочья.»

Проснулся Лев, услышав пьяный крик, —

Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.

Методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему:
Программа по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!”

Программа “Мы выбираем жизнь!” основана на нормативных документах РФ и Красноярского края, способствует эффективной работе социальных педагогов в деле профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю вашему вниманию программу по профилактике наркомании, правонарушений, бродяжничества среди несовершеннолетних.Проограмма призвана способствовать развитию ценностного отношения детей и под.

ПРОГРАММАпрофилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних«Мы выбираем жизнь!».

Формирование здорового образа жизни среди обучающихся.

Основная идея программы – формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.Про.

Программа профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма, ЗОЖ (16 ч).

Профилактика алкоголизма

Для всего общества знание особенностей профилактики этого серьезного заболевания играет важную роль.Ведь каждый год в нашей стране преждевременно уходит из жизни по причине алкоголизма около полумиллиона человек.А 25% общего числа смертей имеет непосредственную взаимосвязь с алкоголем.В связи с этим есть необходимость уделять достаточное количество внимания профилактике потребления спиртных напитков.Средняя продолжительность жизни некогда долгоживущих российских мужчин заметно сократилась, и сегодня менее половины юношей имеют возможность дожить хотя бы до 60 лет.

Насколько актуально проведение профилактики алкоголизма

Ключевая проблема заключается в непризнании пьющими людьми своей проблемы.То есть, они систематически употребляют спиртные напитки и не относят себя к категории алкоголиков.Они уверены в том, что немного балуются, и в любой момент могут прекратить делать это.Так что план профилактики алкоголизма должен предполагать тот факт, что большинство зависимых людей не считают себя таковыми.Продолжительное потребление спиртных напитков влечет за собой утрату критического взгляда на некоторые вещи, и человек начинает считать, что окружающие недооценивают его.Проблематика вопроса состоит еще и в том, что человек утрачивает способность признаться в проблеме не только окружающим, но и самому себе.Поэтому существует несколько эффективных мер предотвращения этого состояния.

Задачи и разновидности мероприятий по профилактике алкоголизма

Как и любое другое заболевание, алкоголизм проще всего предупредить, нежели затем заниматься его лечением.Существует несколько ключевых задач, на решение которых направлены основополагающие меры:

  • создание в сознании установки, направленной на негативное отношение к алкоголю;
  • ведение пропаганды ЗОЖ, который исключает прием спиртного;
  • определение категорий граждан, относящихся к группе риска, ведение профилактики пьянства среди определенных групп;
  • повышение уровня защиты от зависимости, предоставление моральной и материальной помощи.

Существует два основных шага в профилактических мероприятиях против алкоголизма.

Во-первых, это общегосударственные мероприятия.Их осуществление производится в государственных масштабах.Действия включают в себя меры законодательного, социального, административного характера.

Во-вторых, личностные шаги.К данному уровню относятся профилактические меры по отношению к отдельно взятой личности.Они предполагают посещение лекций, участие в беседах, просмотр поучительных фильмов.

Мероприятия по профилактике алкоголизма также имеют несколько сфер классификации:

  • первичные действия;
  • вторичные меры;
  • третичные предприятия.

Первичная профилактика алкоголизма

Данный комплекс мер существует для ограждения от рисковых факторов тех людей, которые еще не успели полноценно столкнуться с проблемой алкогольной зависимости.Меры первичной профилактики применяются в целях предотвращения причин, которые влекут за собой развитие алкоголизма.Лучше всего осуществлять ее в раннем возрасте.Ключевая цель заключается в предотвращении развития зависимости от алкогольных напитков и губительных последствий их потребления.Этот первичный вид мероприятий предполагает несколько основных путей.

  • Создание, развитие и усиление мотивации на позитивное мышление и изменения в жизни;
  • обеспечение полноценной поддержки в ходе всего процесса, когда индивид осознает себя и испытывает хорошие эмоции;
  • повышение возможностей адаптации для противодействия факторам, которые вызывают алкогольную зависимость;
  • сокращение факторов риска, из-за которых и происходит зависимость;
  • создание определенных навыков, позволяющих управлять многочисленными аспектами жизнедеятельности.

Ученые убеждены, что этим мерам должен подвергаться абсолютно каждый подросток.Это относится к школьникам и представителям молодежи.В рамках состава целевой группы – дети, которые не имеют родителей, постоянного места проживания, не посещающие школу.

Техники первичной профилактики

Существует целый комплекс мероприятий социального и педагогического характера, которые включают в себя несколько направлений.Это работа СМИ, специальное обучение, формирование активности у детей и молодежи, внедрение антиалкогольных акций.Что касается психологической позиции, то здесь также присутствуют определенные технологии.Это формирование ресурсов личностного характера, создание компетентности в определенном кругу вопросов, способствование созданию семьи, развитие адаптивного поведения.Каждая медицинская мера и способ профилактики алкоголизма имеет отношение к поиску биологических и генетических маркеров.

Вторичная профилактика алкоголизма и ее меры

На данном уровне осуществляется рабочий процесс с индивидуумами, которые уже начали регулярно потреблять спиртные напитки.В данном случае речь идет о мероприятиях, связанных с раскрытием личностного неблагополучия.Также предполагается обеспечение комплексной поддержки посредством бесед, помощи психолога, работы с семьей.Такая борьба проводится среди представителей молодежи и даже у взрослых людей.Основополагающей целью является создание модели абсолютно здорового поведения.В рамках данных мер подразумевается одновременно несколько направлений: это создание полноценной мотивации на отказ от употребления спиртных напитков, развитие стремления к изменению собственных норм поведения.

Также этот социальный комплекс мероприятий предполагает наличие психологических мер профилактики:

  • оказание помощи в осознании собственного эмоционального фона;
  • обеспечение поддержки в рамках понимания формирующейся зависимости от алкоголя;
  • проведение анализа персональных ресурсов.

Также осуществляется медицинское лечение, данный комплекс мероприятий включает в себя работу по стабилизации развития на физическом и психическом уровне.Также предусмотрено обеспечение равновесия в биохимическом и физиологическом плане.

Обязательно посмотрите видео

Особенности третичной профилактики алкоголизма

Этот вид помощи оказывается людям, которые имеют выраженный алкогольный синдром, страдают от зависимости, то есть потребляют алкоголь на регулярной основе.Но отличительная особенность этой целевой аудитории заключается в том, что она подлежит лечению и находится на пути к выздоровлению.Им нужна помощь, чтобы они перестали употреблять спиртное и наладили свою жизнь на пути к ЗОЖ.В рамках подобной профилактики предполагается работа непосредственно с семьями больных людей, а также формирование групп взаимной помощи.

На данном этапе человек должен получать определенные разновидности психологической педагогической поддержки: формирование поддерживающей сети для дальнейшего роста, создание мотивации для отказа от спиртных напитков.

Также среди всего разнообразия мер можно выделить третичные технологии, которые позволяют решить одновременно несколько задач:

  • осознать себя и поставить цели;
  • признать факт заболевания;
  • изменить стиль жизни;
  • улучшить коммуникационные навыки;
  • направить силы на развитие ресурсов.

Что касается такого понятия, как медицинская профилактика пьянства и алкоголизма, она заключается в осуществлении медикаментозной помощи и поддержки в рамках соответствующих этапов лечения.Также ключевой целью мероприятий является нормализация психического и физического состояния равновесия.

Существует ли универсальный рецепт?

Специалист в данной области по имени Аллен Карр предложил использование методики, которую люди применяют вне зависимости от стадии и степени, которую имеет их болезнь.Он создал целую технику под названием «Легкий способ бросить пить».Данная книга имеет неоспоримую пользу для школьников, а также для их родителей.Полезно заняться чтением такой литературы и представителям молодежи, особенно в рамках осуществления первичной профилактики.Книга выступает в качестве мощного профилактического инструмента для пьющих людей и оказывает помощь в отказе от этой нездоровой и пагубной привычки.Данное пособие также может широко применяться в ходе вторичных профилактических мероприятий.

При ведении ЗОЖ и чтения этой книги человек может сделать свою стойкость более крепкой и правильно осуществить выбор.Поэтому методика действительно работает и делает общество более вольным и здоровым.В связи с этим методика является эффективной и в рамках третьего этапа профилактических мероприятий.Целью ее проведения является создание реалистичной картины действительности и осознание бесполезности алкоголя для ведения полноценной жизни.Благодаря этой литературе, можно предотвратить различные последствия алкоголя и зажить по-настоящему счастливо.

Рейтинг автора
Автор статьи
Алексей Лимаров
практикующий алкоголик
Написано статей
1462
Ссылка на основную публикацию