Оглавление
Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Для этого, прежде всего, необходимо индивидуальное изучение подростков, то есть выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей; выявление недостатков его личности и организма; оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.
На первом этапе работы социальный педагог должен составить общее представление об учащемся.Для этого он знакомится с его личным делом, с условиями его жизни и воспитанием в семье, проводит беседу с ним, его родителями, проводит наблюдение за учащимся.
На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.
Третий этап изучения – определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося.Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия [7, с.54].
Первое условие комплексного подхода – оценка развития учащегося в условиях общения, познания и труда.
Второе условие – сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды.
Третье условие – сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.
Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе – схеме.Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.
Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения.Основные условия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося:
- 1.Целенаправленность наблюдения.При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких – то отдельных сторон личности.
- 2.Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке.Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.
- 3.Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их [2, с.132].
Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), разных поделок, результатов художественного творчества – рисунков, картин, стихов и другое.
Основной акцент работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков осуществляется по следующим направлениям:
- 1.Профилактика причин и последствий алкоголизма с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам, принять спиртное, навыкам общения в коллективе.Основные социальные умения, которые сможет сформировать педагог, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников.Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.
- 2.Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя.Для этого социальный педагог должен знать интересы, увлечения склонности подростка.Важно организовывать групповые формы досуга, занятия спортом.
- 3.Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом, должно быть направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений.Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя на здоровье, сколько на вред его в социальном плане – взаимоотношении ребенка с окружающим миром.
- 4.Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы.На основе знакомства с образовательной программой учащихся социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.
- 5.Посредническая деятельность социального педагога – подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.
- 6.Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих учебных навыков.
В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные методы.
Анкетирование – широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод.Для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные: должна быть четко определена цель анкетирования; вопросы должны формулироваться предельно понятно; текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.
Один из самых распространенных методов изучения учащихся является беседа.Если ее цель, лишь получение каких – то сведений, то это интервью.Беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга.Это специально подготовленный разговор между социальным педагогом и подростком.
При изучении коллектива учащихся полезные сведения может дать так называемый метод социометрии.Такой метод, лишь выявляет определенную особенность коллектива, но не играет активной педагогической роли.
Таким образом, глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных методов, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода.
В профилактической работе с подростками, у социального педагога, множество других форм, кроме перечисленных выше, – это лекции, семинары, конференции, акции, тренинги и т.д.Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности.
Таким образом, деятельность социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков – это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей.Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы, а также, использование различных форм и методов, применяемые в профилактической работе, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, – это все делает профилактическую работу намного эффективной.
Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе данных, полученных в результате анкетирования, можно говорить, что подтвердилась гипотеза о том, что снижению подросткового алкоголизма будет способствовать целенаправленная, систематическая профилактическая работа социально-педагогическая профилактика.
Полученные данные в ходе эмпирического исследования могут иметь практическую значимость для социальных служб, педагогов, психологов, при работе с подростками, как для коррекции отклоняющегося поведения, так и для его профилактики.
Профилактика алкоголизма
Профилактика алкоголизма остается одной из актуальных проблем в России.Рост алкоголизации населения России свидетельствует о необходимости разработки новых концепций в профилактике алкоголизма.
Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий:
- Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
- Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.
Ни для кого не секрет, что определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо препятствовать началу употребления алкоголя.Обстоятельства способствующие употреблению алкоголя – называются факторами риска.А обстоятельства снижающие употребление алкоголя – называются факторами защиты.
Факторы риска:
- Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида;
- Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками;
- Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
- Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
- Раннее начало половой жизни;
- Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье;
- Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
- Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.
Факторы защиты:
- Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
- Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
- Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем;
- Регулярное медицинское наблюдение;
- Низкий уровень криминализации в населенном пункте;
- Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
- Соблюдение общественных норм.
Из приведенного выше становится понятно, что профилактика алкоголизма имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности убрать факторы риска.
В процессе своей жизни на человека воздействуют как факторы риска, так и факторы защиты и чем больше факторов риска, тем больше шанс стать алкоголиком.Нет единственного фактора, который бы способствовал развитию алкоголизма.
Профилактика алкоголизма подразделяется:
- Первичная профилактика алкоголизма;
- Вторичная профилактика алкоголизма;
- Третичная профилактика алкоголизма.
Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими.Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь.Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.
Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной.Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.
Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской.Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:
1.направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;
2.направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.
Подходы в профилактике алкоголизма
Разработанные подходы учитывают психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу алкоголизации.
1.Подход, основанный на распространении информации об алкоголе.Данный подход является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления.Существует три варианта данного подхода:
a.Предоставление информации о фактах влияния алкоголя на организм человека, поведение, а также статистических данных о распространённости алкоголизма;
b.Стратегия запугивания цель, которой – это предоставление информации устрашающего характера (описываются опасные стороны употребления алкоголя);
c.Предоставление информации о том, как изменяется личность пьющего человека.
2.Подход, основанный на эмоциональном обучении.В рамках этого подхода повышается самооценка, определяются значимые личностные цели, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки принятия решений, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.
3.Подход, основанный на роли социальных факторов.Профилактические программы, нацеленные на социальные факторы, способствующие употреблению алкоголя.Данный подход основывается на признании того, что влияние друзей и членов семьи играет не последнюю роль в формировании алкогольной зависимости.Поведение человека постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения, и воздействия примеров (положительных или отрицательных) поведения окружающих.В этом подходе так же проводятся упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе.
4.Подход, в основе которого лежит формирование жизненных навыков.Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими людьми и вносить позитивные изменения в окружающий мир.Проблемное поведение – такое, как употребление алкоголя рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь молодым людям в достижении личных целей.Начальная фаза употребления алкоголя наблюдается преимущественно в молодом возрасте и может быть: демонстрацией взрослого поведения, формой протеста родительскому воспитанию, выражением социального протеста, стремлением получить новые ощущения, желанием влиться в группу взрослых, актом отчаяния, ответом на определенные нарушения в психологическом развитии.Цель заключается в повышении у подростков невосприимчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к употреблению алкоголя, в повышении индивидуальной компетентности.
5.Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности.Предполагалось исходить из психологической модели употребления алкоголя.Употребление алкоголя является попыткой избежать негативных моментов различных фаз развития в жизни подростка.Формируется специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности.Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие молодые люди для поддержки.
6.Подход, основанный на укреплении здоровья.Подростков обучают методам укрепления и поддержания собственного здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, учат избегать факторов негативно влияющих на здоровье.
7.Комбинированный подход.В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.
Технологии и методы профилактики алкоголизма
1.Формирование мотивации на здоровый образ жизни.Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.
2.Формирование мотивации на поддержку.Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку.Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь.Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.
3.Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения.Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.
4.Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, студентов, родителей, учителей и др.Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.
5.Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей.Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.
6.Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить.Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.
7.Разработка альтернативных программ досуга людей.
Профилактика алкоголизма: программа мероприятий
Стойкая зависимость от алкоголя – опасное заболевание, связанное с физической и психической деградацией.Одной из самых актуальных проблем в России была и остается профилактика алкоголизма, особенно среди подростков, ведь пьянство молодого поколения наносит вред будущему страны.Программа защиты населения складывается из нескольких стратегий, которые ведут к усилению факторов, понижающих восприимчивость к алкоголю и к снижению причин, приводящих к пагубной привычке.
Что такое профилактика
Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо заболеваний, называют профилактикой.Алкоголизм – тяжелое заболевание, от которого ежегодно гибнет больше людей, чем во времена эпидемий чумы, холеры, тифа.Задача современного общества – оградить от опасности, убедить в пагубности употребления спиртных напитков.С этой целью среди людей проводится профилактика алкоголизма, включающая различные направления и формы.Благодаря мерам, направленным на выработку отрицания алкоголя, минимизируется его употребление среди взрослых и подростков.
Виды профилактики алкоголизма
Быстрого лечения от алкогольной зависимости не существует.На протяжении многих веков эффективного рецепта избавления от хронического алкоголизма никто не изобрел, а терапия до сих пор остается сложным и длительным процессом.Лучше всего поддаются искоренению алкогольные привычки на самой ранней стадии формирования, поэтому профилактика пьянства необходима для всех возрастных категорий, особенно для подростков и детей.
Как и любое другое заболевание, алкоголизм проще предотвратить, чем лечить.С тяжелой зависимостью расстаются не все, а результаты – высокая алкогольная смертность.Кратковременный отказ от спиртных напитков для многих людей часто сменяется вновь возникшей и намного усилившейся тягой.Чтобы предупредить злоупотребление алкоголем, искоренить негативные последствия патологии, следует проводить несколько этапов профилактики.
Формирование антиалкогольных настроений начинается с бесед.Первичная профилактика алкогольной зависимости – это предупреждение о вреде алкоголя в виде просмотра видеороликов, прослушиваний интервью с бывшими алкоголиками.Для такой тактики лучшей аудиторией являются дети и подростки.Специалисты, ведущие борьбу с заболеванием, приходят в школы и другие учебные заведения и пропагандируют здоровый образ жизни.Беседы сводятся к рассказам о болезнях, которые вызывает прием алкоголя:
- нарушается сердечная деятельность;
- разрушается печень;
- страдают почки и желудочно-кишечный тракт;
- происходит деградация личности на фоне психологических патологий.
В состав целевой группы первичных мероприятий также входят родители, учителя, участники молодежных коллективов.Психологическое воздействие проводится и на детей, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих родителей и постоянного места проживания.Первичная профилактика включает:
- антиалкогольное обучение;
- работу средств массовой информации;
- организацию детской и молодежной активности;
- развитие личностных ресурсов;
- развитие адаптивных форм поведения;
- формирование социальной компетентности.
Алкоголизм коварен тем, что воздействие его на человека индивидуально, поскольку привычка складывается под воздействием комплекса факторов: наследственная предрасположенность, психическая неуравновешенность, влияние социальных факторов.Вторичная профилактика алкогольной зависимости направлена на тех людей, кто нуждается в лечении алкоголизма.В эту программу входит встреча алкоголика с бывшими заложниками пагубной привычки, работа с его семьей, широкая социально-психологическая помощь.
Обязательный этап вторичной профилактики – групповая терапия с близкими людьми.Она включает в себя собеседования с психологом, разные тренинги.Цель этой помощи – осознание проблемы в семье, поддержка больного и совместное принятие решения для дальнейших кардинальных действий.Важным моментом выступает нацеленность самого человека на излечение от алкоголизма.Суть вторичной профилактики – остановка алкоголика до момента, когда организм подвергнется патологическим изменениям, которые лишат возможности полноценно жить.
Это общество анонимных алкоголиков.Третичная профилактика употребления алкоголя представляет комплекс мероприятий, которые проводятся с людьми, прошедшими терапию против алкоголизма, находящимися на реабилитации.Это очень сложный период, поэтому важно любыми способами удержать человека от срыва, помочь противостоять возврату к пагубной привычке.Организм на физическом и психологическом уровне еще помнит действие спиртного, поэтому бывшему пьянице хватит одного глотка алкоголя, чтобы опять впасть в тяжелейшую зависимость.
Третичная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни во время посещения групп анонимных алкоголиков.Людям необходимо проговаривать свои проблемы вслух, но нелегко найти собеседника, который выслушает, поймет, не осудит, поможет справиться с зависимостью.С этой целью создаются общества людей с одинаковыми трудностями, где они беседуют, делятся переживаниями, работают с профессиональными психологами.
Программа профилактики алкоголизма
Вводить профилактические программы по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма нужно еще в начальной школе.Детский алкоголизм – это особо опасное заболевание, ведь у ребенка еще полностью не сформированы системы и органы, поэтому спиртное наносит непоправимый вред здоровью.Помимо этого, прием горячительных напитков малолетними детьми вызывает необратимые нарушения психики, что приводит к личностной деградации.
Средний возраст, в котором дети начинают пробовать спиртосодержащие напитки – 10 лет.Как правило, им наливают спиртное по праздникам взрослые, не задумываясь о последствиях.Формирование личности начинается с раннего детства, поэтому профилактика должна стартовать как можно раньше.Меры пресечения детского алкоголизма:
- здоровое питание;
- излечение от спиртного родителей;
- антиалкогольное воспитание;
- полноценный сон;
- приобщение к спорту.
Среди подростков
Раннее предупреждение ребенка о том, насколько опасен алкоголизм, должны делать родители.Если подростки наблюдают в семье бытовое пьянство и принимают участие в совместных застольях, то у них формируется неправильное отношение к алкоголю.Дети подросткового возраста должны видеть, как интересно жить без горячительных напитков.Большую роль в этом играет разъяснительная работа в школе, техникуме, институте.
Дети в учебных заведениях должны получать информацию о вреде для здоровья и о социальных последствиях алкоголизма.Бигборды, плакаты, брошюры – неэффективны в борьбе с болезнью, так как они несут запретный характер, а для молодежи нужен более тонкий подход.Эффективная профилактическая мера – это предупреждение причин и получение информации о счастливой жизни без допинга.Особенно успешно действуют примеры окружающих людей.
Профилактика женского алкоголизма
Должна проводиться активная работа среди женщин, ведь они редко могут избавиться от зависимости навсегда, даже после успешного поначалу лечения.Учеными доказан факт, что женский алкоголизм неизлечим.Болезнь характеризуется отдельными законами, которые влияют на ее развитие, течение и исходы.К ним относятся:
- Психо-эмоциональная лабильность.Высшая нервная деятельность женщин устроена в сторону преобладания интуиции над логикой, в связи с чем женский организм более подвержен влиянию стрессов.
- Высокая чувствительность печени к токсическому воздействию алкоголя.Это приводит к воздействию даже небольших доз алкоголя к быстрому разрушению органа с трансформацией в цирроз.
- Хрупкая структура межнейронных связей и нервных клеток.Уже на начальных стадиях алкоголизма это приводит к нарушению нервных импульсов (нервным расстройствам).
К профилактическим мерам женского алкоголизма относится формирование негативного отношения к потреблению спиртных напитков.Чтобы попасть в стойкую и безвозвратную алкогольную зависимость, женщине необходимо выпивать 1-2 раза в неделю.Выбраться из этого болота удается лишь единицам, поэтому прежде чем искать истину в вине, нужно думать о собственном здоровье и будущем своего потомства.
Мужское пьянство
По статистике, мужской алкоголизм встречается в два раза чаще, чем женский.С годами он стремительно молодеет.В некоторых случаях пагубная привычка начинается в детском возрасте и достигает своего развития уже к 14 годам.Прежде чем сформировать стойкую зависимость, мужчине нужно пройти три стадии пьянства: выпивка по праздникам с друзьями, употребление спиртного в одиночку по выходным и непреодолимое желание принять алкоголь, независимо от места и времени.
Спиртное постепенно приводит мужчину к развитию многих заболеваний, нарушая физическое и психическое состояние.Сильно страдает сердце, поэтому алкоголики часто погибают от аритмии.Последствия алкоголя проявляются в поражении мышечной и костной ткани, развитии остеопороза, переломами костей.У каждого третьего больного наблюдается потеря веса, дряблость мышц, нарушение репродуктивной системы.Главное последствие алкоголизма – нарушение психики, деградация личности.
Для профилактики мужской алкогольной зависимости используют групповые беседы, которые психологи считают более эффективными, чем индивидуальные разговоры.В мужских коллективах необходимо культивировать здоровый образ жизни, пропагандировать спорт.Работодателям нужно устраивать регулярные матчи, например, по футболу, волейболу и другим видам спорта между цехами, рабочими бригадами, офисными работниками.
Пивной алкоголизм
Среди молодежи пиво стало символом общения с друзьями, просмотра футбола и других мероприятий веселого времяпрепровождения.К сожалению, редко кто задумывается, что это тоже алкогольный напиток, который приводит к алкоголизму.Пиво разрушает тело и мозг человека не меньше, чем напитки с высоким содержанием спирта.Пивной алкоголизм – это болезнь такая же, как и другие наркологические заболевания.
На ранних этапах человек не осознает зависимости, выпивая по 1 литру хмельного напитка в день.Даже когда уже наметился «пивной» живот, любители пива не бьют тревогу.Нередко человек начинает осознавать проблему на третьей стадии заболевания, когда обычные методы лечения не помогают и спасти больного уже нельзя (отек головного мозга, онкология и прочие болезни).Основная мера профилактики пивной зависимости – ограничение пропагандирования напитка по телевидению, в магазинах, барах.
Профилактика подросткового алкоголизма
Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации.Общественные проблемы, причины и последствия подросткового алкоголизма.Состояние профилактики алкогольной зависимости среди подростков.Факторы риска ранней алкоголизации молодежи.
Размещено на https://allbest.ru/
Глава 1.Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации
1.1 Понятие подросткового алкоголизма
1.2 Социальные проблемы, причины и последствия подросткового алкоголизма
Глава 2.Состояние профилактики алкогольной зависимости среди подростков
2.1 Виды профилактики
2.2 Технологии и методы профилактики подросткового алкоголизма
1 Актуальность темы – в последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще можно увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки.Эта проблема коснулась всех.Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям.Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так, без причин.Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к алкоголизму.Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами.Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками.В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками.
Что же касается подростков, то в этом возрасте, они во многом не осознают всю сложность и серьезность ситуации и им необходима дополнительная помощь, чтобы справиться с ней.
Действительно, широкая реклама и продажа алкогольных напитков на фоне социальной, экономической и психологической напряженности, безработицы, особенно в молодежной среде, неорганизованности досуга и отдыха, неясности перспектив дальнейшей жизни для многих людей, объективно способствуют росту алкоголизации населения.В значительной мере связаны с алкоголизмом несчастные случаи, отравления и травмы.Рост показателей смертности трудоспособного населения оказывает влияние на формирование трудовых ресурсов и увеличение показателя смертности всего населения России.
Данная проблема актуальна, так как возрастает количество людей, злоупотребляющих спиртными напитками.Что же касается подростков, то в этом возрасте они во многом не осознают всю сложность и серьёзность ситуации и им необходима дополнительная помощь, чтобы справиться с ней.
2 Цель работы – выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде.
3 Объект исследования – молодежь и подростки.
4 Предмет исследования – подростковый алкоголизм в контексте социальной профилактики.
– установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи и подростков;
– раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию подросткового алкоголизма в аспекте социальной работы;
– обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков.
6 Теоретическая значимость:
1) дана характеристика этапов развития алкоголизма у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятия (формирование первичной и вторичной профилактики по отношению к алкоголизации);
2) проанализированы и определены неблагоприятные сочетания факторов риска ранней алкоголизации у подростков;
3) раскрыты современные проблемы профилактики алкоголизма.
7 Структура работы.
Глава 1.Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации
социальный алкоголизм подросток
1.1 Понятие подросткового алкоголизма
Алкоголизм – заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него.Алкоголизм характеризуется потерей контроля над количеством выпиваемого алкоголя, ростом толерантности к алкоголю (нарастание доз спиртного, требующихся для достижения удовлетворения), абстинентным синдромом (похмельем), токсическим поражением органов, а также провалами памяти на отдельные события, происходившие в период опьянения.
Алкоголизация у неустойчивых личностей – это результат их тяготения к легким развлечениям, способность легко попадать под дурное влияние.Побудительный мотив – получить веселое настроение.Общая характерологической особенностью, которая предрасполагает к алкоголизму, является сниженная способность к самоконтролю, тенденция действовать по минутному впечатлению.Как правило, ранний алкоголизм свидетельствует об изначальной психопатичности.Число случаев психопатии при алкоголизме колеблется от 25 до 52 %.А наиболее часто ранний алкоголизм формируется у неустойчивых и эпилептоидных психопатов.У подростков с неустойчивой психикой формирование раннего алкоголизма происходит – как следствие регулярных выпивок, часто в асоциальных компаниях.Исследование В.А.Гурьевой и В.Я.Гиндикина указывается, что наиболее подверженными развитию ранней алкоголизацией оказались возбудимые (эпилептоидных) психопаты – около 40% психопатических личностей, страдающих бытовым пьянством, далее шли истерические и неустойчивые (по 18,4%), мозаичные (14,5%).Реже всего встречались шизоидные, психастеники и тормозные.При трансформации ранней алкоголизации в алкоголизм обнаружена достоверная большая частота неустойчивых психопатов (42,8% от общего числа неустойчивых психопатических личностей против 22,5%с остальными типами психопатий).Кроме психопатий, злокачественное течение алкоголизма отмечается у умственно отсталых подростков, подростков с резидуально-органической мозговой недостаточностью, у подростков с черепно-мозговыми травмами.
С социальной позиции алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.В Российском педагогическом словаре социальной работы понятие «социальная профилактика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучение причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.
Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения.Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной профилактики.
Социальная профилактика основывается на ряде принципов:
– объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
– причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
– комплексный подход в изучении социальных проблем объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных проявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных.При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
– научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений.Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации.Тем не менее, общая схема профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной, базовой модели.Она включает в себя ряд этапов:
– предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
– проведение общей профилактики, выбор методов диагностирования;
– проведение специальной профилактики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
– построение выводов, на основе которых делается заключение.
Социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.
Профилактика алкоголизма у подростков основывается на воспитательных мерах – нужно постараться полностью занять свободное время сына или дочери, стимулировать его увлечения, повышать интерес к учебе и успеху в дальнейшей жизни.Если же говорить не о профилактике, а о лечении болезни, крайне важно как можно раньше диагностировать заболевание и начать соответствующее лечение – и на физиологическом и на психологическом уровне.Ведь алкоголизм – болезнь не только тела, но и души.
Лечение подростков – достаточно большая проблема, так как законодательство не предусматривает принудительного лечения от подросткового алкоголизма.Кроме того, неустойчивая психика оказывает отрицательное влияние на сам процесс лечения.И вообще подростки, которые пьют, с огромным негативом реагируют на решение взрослых избавить их от зависимости.
Если взрослый алкоголик способен осознать проблему и даже сам прийти в клинику, то подросток вряд ли это сделает.Скорее всего, его приведут за руку родители или другие взрослые.В подростковом возрасте человек с большим трудом соглашается на лечение.Вероятнее всего, что он будет с упорством и яростью отрицать само наличие проблемы.
Действенных методик, которые полностью излечивают подростков от алкоголизма, на сегодняшний момент практически нет.Также отрицательными моментами могут быть пример родителей (о каком лечении подростка можно говорить, если родители сами пьют?), равнодушие со стороны школы, недостаточное количество специализированных лечебных заведений.Но всё вышеупомянутое, разумеется, не значит, что следует опускать руки.Наоборот, бездействовать ни в коем случае нельзя!
При лечении алкоголизма у подростков учитываются все особенности этого вида алкоголизма.Прежде всего – ранний возраст.Из-за этого некоторые лекарственные средства и методы нельзя применять.Например, условно-рефлекторная и сенсибилизирующая терапия могут быть опасными для организма детей.Эти ограничения делают лечение сложнее.
Излечение подросткового алкоголизма проводится строго в стационаре, обязательно под контролем врачей.В домашних условиях оно просто не поможет – из-за невозможности соблюдения всех требований.Если срок употребления алкогольных напитков большой, сначала проводится дезинтоксикационная терапия, очищающая организм от токсинов и лишней жидкости, нормализующая работу печени и почек.Чтобы снять эмоциональное напряжение и восстановить жизненные силы, назначаются витамины группы В, аскорбиновая кислота.
Основное же лечение подросткового алкоголизма – психотерапевтическое.При этом применяются методы, которые используются и для лечения взрослых, только в данном случае учитываются все особенности неокрепшей психики.Чтобы оздоровление оказалось более действенным, допустимо применять средства народной медицины – отвары лекарственных трав, которые обладают общеукрепляющими и мочегонными свойствами.Рекомендуются также занятия спортом, физические упражнения.
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды.Кроме того, раннее употребление алкоголя наносит необратимый вред психическому и физическому здоровью личности, быстрыми темпами формируется алкогольная зависимость.Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.
Особое место в снижении подростковой алкоголизации должна занимать профилактика.Профилактические мероприятия должны включать комплекс научно-практических мер, включающих лекционные и тренинговые занятия с подростками, их родителями и учителями.
1.2 Социальные проблемы, причины и последствия подросткового алкоголизма
Не секрет, что в последнее эта проблема достигла угрожающего размаха.По данным социологических исследований последних лет, около 72% подростков каждый день употребляют спиртное.А ведь безвредного употребления алкоголя для этой возрастной категории просто не существует! Алкоголь на сегодняшний день едва ли не самый доступный наркотик.Устойчивость к алкоголю у подростков, впервые попробовавших пиво или водку, очень низкая.Уже при употреблении 50-100 миллилитров водки наступает опьянение.Если распитие алкогольных напитков носит регулярных характер (хватает 3-х раз в месяц), то устойчивость к спиртному растет.А главное, возникает психологическая привязанность, что и приводит к подростковому алкоголизму.
Характерные качества несовершеннолетних алкоголиков – наигранность, бесцеремонность и развязность, которые быстро сменяются подавленностью и беспомощностью.Такая молодежь испытывает трудности в прогнозировании событий, не реагирует на стимулы прошлого или будущего, не может отвлечься от сиюминутных желаний.То есть, по сути, такие недоросли живут одним днем.При этом стоит уточнить, что понятия безвредного употребления алкогольных напитков для подростка не существует.Алкоголь имеет свойство грубо вмешиваться в процесс становления хрупкого организма ребенка и разрушать его.Помимо материальной оболочки, он деформирует личность подростка, отнимая у него возможность нормального социального развития.Именно поэтому для подростка любое употребление спиртного – уже злоупотребление.
Алкоголизм в нежном возрасте намного более опасен и может вызвать куда более серьезные последствия, чем алкоголизм у взрослых людей.Так как в организме подростка происходит развитие и становление важных систем, влияние алкоголя на них приводит к ужасным последствиям в будущем.Особенно разрушителен алкоголизм для психики – чаще всего подросток не может после лечения вернуться в нормальное состояние.Поскольку у организма на момент начала болезни это нормальное состояние еще не было сформировано.
Может наблюдаться умственная деградация, расстройства в эмоциональной и волевой сферах.Падает умственная активность, происходит нарушение нормального сна, появляется усталость, организм не может восстанавливаться после дневных нагрузок.Начинаются резкие колебания настроения, развиваются самые негативные качества характера: подросток становится агрессивен и груб, жесток и ленив.Это всё психологические изменения, которые проявляют себя в поведении.Не меньше при подростковом алкоголизме страдают внутренние органы и функции организма, например, сердечно-сосудистая, эндокринная и половая системы.Происходят тяжелые изменения в деятельности иммунной, дыхательной, пищеварительной и мочеиспускательной систем.Если на перечисленные симптомы вовремя не обратить внимания, вполне реальным может стать летальный исход.
Белая горячка (алкогольный делирий) – самый частый вид алкогольных психозов.По соотношению частоты возникновения белой горячки и острого алкогольного галлюциноза можно судить о массивности злоупотребления алкоголем населением.Чем чаще возникает белая горячка, тем выше душевое потребление алкоголя населением, в том числе больными алкоголизмом.
В подавляющем числе случаев белая горячка возникает впервые 3-е суток прекращения злоупотребления алкоголем, реже – на 6-е сутки.Все делирии развиваются во второй и третьей стадии алкоголизма, давность существования синдрома похмелья ко времени возникновения первого в жизни делирия обычно превышает 5-летний срок, возраст больных – около 40 лет.Длительность ежедневного потребления алкоголя чаще всего превышает неделю, за сутки потребляется более 500 мл водки.Перед возникновением первого в жизни делирия весьма часто отмечается удлинение запоя, переход на употребление более крепких спиртных напитков или увеличение суточных дозировок алкоголя.В 10% наблюдений белая горячка возникает не на высоте похмельного синдрома, а в стадии его обратного развития.В некоторых случаях белая горячка развивается в состоянии так называемой «относительной абстиненции», когда во время запоя, после очередного приема спиртного, падает концентрация алкоголя в крови и обнаруживаются проявления абстинентного синдрома.Прием алкоголя на время устраняет обманы восприятия, затем возникает развернутый психоз.Примерно в 30% наблюдений белой горячке предшествуют различные соматические заболевания, вынуждающие резко прекратить прием спиртных напитков.Это приводит к утяжелению похмельного синдрома и возникновению белой горячки.Типичный делирий, или классическая белая горячка, характеризуется стадийностью развития.
Причины подросткового алкоголизма очень разнообразны.Условно их можно разбить на два источника – семья и общество.
Причины, связанные с семьей:
– Традиции в семье, при которых употребляется алкоголь – семейные праздники, гости, торжественные события в жизни членов семьи.Подобные мероприятия с детства закладывают определённый образ мышления.У подростка формируется особое отношение к алкоголю – чуть ли не как к главному элементу любого торжества или отдыха.
– Отсутствие должного контроля со стороны родителей.Если родителями не заложен у ребенка нравственный стержень, набор жизненных ценностей, то маленький человек, попадающий во внешний мир, то есть школу или на улицу, не способен принять правильное решение в отношении алкоголя.Если же у подростка есть цель и настоящая мечта, он вряд ли будет тратить время на пьянство.
– Недооценка вреда.Порой она возникает из-за недостаточной информированности родителей о вреде алкоголя.Многие мамы и папы считают слабоалкогольные напитки безвредными для здоровья.Порой они сами дают алкоголь детям – для поднятия аппетита или в качестве лечебного средства.
– Родители употребляют спиртное.В подавляющем большинстве случаев подростки, у которых родители алкоголики, сами становятся таковыми.
– Моральный климат в семье.Подтолкнуть ребенка к бутылке могут недобрые или холодные отношения дома, насилие, а также чрезмерная забота со стороны родителей.
Причины, связанные с обществом:
– Скрытая пропаганда алкоголя.Беда в том, что образ жизни, связанный с употреблением разного рода алкогольных напитков, широко рекламируется на телевидении и прочих СМИ.Например, звезды, на которых равняются подростки, охотно рассказывают о том, какие вина они предпочитают – белые или красные и т.д.Стоит ли удивляться, что девушка, желающая стать похожей на какую-либо знаменитость, считает себя просто обязанной попробовать определенное вино или мартини?
– Доступность.Молодёжи навязываются стереотипы о том, что отдыхать и отмечать праздники нужно непременно со спиртным.Алкоголь очень доступен – продается в большом количестве и разнообразном ассортименте.Возрастные запреты – продажа с 18 лет и только по паспорту – можно при сильном желании легко обойти.
– Образ жизни в обществе.Сегодня ситуация такова, что люди в большинстве своем ориентированы лишь на получение денег и максимального удовольствия от жизни.Всё это приводит к моральному разложению, и как следствие, к различным зависимостям, в том числе алкоголизму.
Травмы и отравления, связанные с алкоголизмом (в особенности, с подростковыми и детскими его формами), занимают первое место в структуре смертности трудоспособного населения, и вышли на второе место в структуре причин смертности всего населения России.Они явились причиной смерти в трудоспособном возрасте каждого второго мужчины и каждой третьей женщины.Кроме того, алкоголизм является одним из главных факторов риска возникновения и утяжеления течения других заболеваний и обуславливает смертность от неестественных причин.Больной алкоголизмом наносит непоправимый вред здоровью и жизни, как самому себе, так и близким людям, соприкасающимся с ним в повседневной жизни.Алкогольный образ жизни, как антипод здорового образа жизни, является одним из важнейших факторов, ведущих к преждевременной потере трудоспособности, человека, его социальной значимости и смерти.Это огромное личное и общественное зло, которое изнутри “разъедает” личность, нанося огромный урон обществу.
Таблица 1 «Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков»