Оглавление
- 1 Опыт священников Алексия Мороза и Григория Григорьева
- 2 Божественное исцеление.Отец Григорий вылечил 130 тысяч пьяниц
- 3 Лечение от алкоголизма метод григорьева
- 4 Священник Григорий Григорьев: можно ли кодироваться от алкоголизма?
- 5 Зависимости – можно ли преодолеть, или зачем уходить от врача больным?
- 5.1 Человек должен уйти от врача больным
- 5.2 Зарок: просьба о помощи
- 5.3 Принудительное лечение зависимостей: не от хорошей жизни
- 5.4 Сухая ломка или “качели”?
- 5.5 Кофе с амфетамином для наших детей
- 5.6 «Сатанинская прелесть»
- 5.7 Я алкоголик, не пью уже 30 лет
- 5.8 Марихуана против алкоголизма?
- 5.9 Миф о “культурном потреблении”
- 5.10 Современный алкоголь — яд
- 5.11 Европа спивается
- 5.12 Как перестать пить?
- 5.13 Без благодати
- 5.14 Зависимость от власти
Изобретение относится к медицине, в частности к наркологии и может быть использовано для лечения больных хроническим алкоголизмом.Способ позволяет повысить эффективность лечения.Для этого во время проведения многоэтапного психотерапевтического сеанса продолжительностью 6 – 8 ч создают положительную установку на трезвую жизнь.Затем для закрепления данной установки, больному производят механическое раздражение мышц воротниковой зоны, надавливают на китайскую точку психического воздействия Да-Джу, после чего оказывают резкое холодовое воздействие на ту же зону путем орошения холодной водой спины, груди и головы пациента.Кроме того, для повышения восприимчивости к внушению, больному производят двойное запрокидывание головы с противоположно подаваемой командой “голова вперед” – при резком отклонении назад и “голова назад” – при резком отклонении вперед, после чего ладонью надавливают на лоб и произносят утверждение, что больной излечен.
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано в клинической и наркологической практике для лечения больных хроническим алкоголизмом.
Известен способ лечения хронического алкоголизма, включающий психофармакологические препараты и физиотерапию, в котором затем подкожно подшивают имплантат в виде сферулы.
Известен также способ лечения, включающий психотерапию и орошению полости рта лекарственным средством.
Недостатком известных способов является то, что эффективного средства, полностью снимающего влечение к алкоголю, не найдено.
Известен и наиболее близок к предлагаемому способ лечения хронического алкоголизма А.Р.Довженко, который заключается в том, что после психотерапевтического сеанса продолжительностью 2,5 ч создают отрицательную установку на алкоголь.Известный способ в ряде случаев дает хороший эффект, однако зачастую кратковременный в силу того, что установка дается на устрашение и отвращение к алкоголю, а оказываемое для закрепления установки воздействие на точки Валле является болевым.
Целью настоящего изобретения является повышение эффективности лечения хронического алкоголизма.
Поставленная задача решается за счет того, что вместо отрицательной установки создают положительную установку на трезвую жизнь, а вместо болевого воздействия на точки Валле для закрепления установки производят неболезненное надавливание на китайскую точку (Да-Джу) психического воздействия, сопровождающееся суггестией.
Способ осуществляют следующим образом.Предварительно проводят индивидуальный прием пациентов, желающих пройти курс лечения с помощью предложенного способа, на котором выявляют противопоказания к проведению лечения (заболевания большой психиатрии), усиливают мотивацию к лечению и рекомендуют воздержаться от приема спиртного в течение двух недель.Затем проводят сеанс групповой эмоционально-стрессовой психотерапии, который завершают индивидуальным приемом пациентов для закрепления положительной установки на трезвую жизнь.Больного удобно размещают в кресле, производят механическое раздражение мышц воротниковой зоны и надавливание в течение 5-7 с на китайскую точку Да-Джу.Затем в течение 1-2 с оказывают орошение холодной водой спины, груди и головы пациента, после чего производят двойное запрокидывание головы пациента назад-вперед с противоположной вербальной установкой: “голова вперед” при резком отклонении назад и “голова назад” при резком отклонении вперед.Заканчивают сеанс наложением ладони на лоб и производят звуковое воздействие голосом в форме утверждения, что больной излечен.
П р и м е р.Больной, 47 лет, диагноз: хронический алкоголизм, синдром зависимости с 25 лет.Лечился в стационарах 5 раз, в том числе – подшивание эсперали.Ремиссии до 2-3 недель.На предварительном приеме больной сообщил, что под влиянием уговоров жены принял решение пройти лечение по методу доктора Г.И.Григорьева.На сеанс групповой психотерапии больной пришел с женой после 5-дневного воздержания от принятия спиртного.Сеанс включал эмоционально-эстетическую психотерапию, элементы свето – и музыкотерапии и ритуально-суггестивного воздействия.Затем пациент сообщил желание закодироваться на 5 лет.После этого было проведено попеременное сжатие и расслабление мышц воротниковой зоны и надавливание в течение 6 с на точку Да-Джу, которая расположена по средней линии позвоночника между седьмым шейным и первым грудным позвонком.Для нахождения точки врач-психотерапевт резко наклонял голову больного, нащупывал выступающий позвонок и осуществлял надавливание под его остистым отростком.Затем по 10-15 мл холодной воды выливал на область спины, груди, головы, интенсивным движением руки с помощью кругового движения производил растирание и сразу после этого произносил громко установку “голова вперед” при этом резко отклонял ее назад, произносил установку “головка назад” при этом резко наклонял ее вперед.В заключение психотерапевт надавливал ладонью на лоб больного и произносил громким уверенным голосом “исцелен от употребления спиртного на 5 лет”.При наблюдении за пациентом был отмечен подъем его психоэмоционального состояния, что свидетельствовало об успешно проведенном лечении.В дальнейшем наблюдении с помощью анкетирования прогноз подтвердился, – больной не употребляет алкоголь в течение 5 лет и ведет здоровый образ жизни.
Таким образом, предлагаемый способ обладает существенными преимуществами перед известными, гарантирует устранение физической зависимости от алкоголя, обеспечивает эффективность лечения хронического алкоголизма даже в тех случаях, когда все другие методы лечения не дают положительного результата или результат оказывается кратковременным.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА, включающий многоэтапное психотерапевтическое воздействие и механическое раздражение рефлексогенных зон, отличающийся тем, что при психотерапевтическом воздействии создают положительную установку на трезвую жизнь, осуществляют надавливание в течение 5 – 7 секунд на точку Да-Джу, орошают холодной водой область спины, груди и головы, производят насильственные наклоны головы вперед и назад, сопровождая их вербальной командой противоположного действия, затем накладывают ладонь на лоб пациента и в императивной форме сообщают, что он излечен.
Опыт священников Алексия Мороза и Григория Григорьева
Священник Алексий Мороз – кандидат педагогических наук, гранд.доктор психологии, профессор богословия, член правления Союза Писателей России, практикующий православный психолог с 30-и летним стажем работы, духовник Православной школы психологии и медицины, а также духовник Международной ассоциации православных психологов.
О.Алексий является автором книг: «Основы православной психологии», «Люди и демоны», «Исповедую грех батюшка», «Преодоление патологических зависимостей», «Образ жизни православный» и многих других работ по психологии и педагогики.
Психосоматические проблемы (заболевания, связанные с психическими проблемами, ложными духовными и психическими установками)
На сегодняшний день около 80% заболеваний носит психосоматический характер.Прежде всего, поражение происходит в духовной, затем психоэмоциональной сфере, а затем уже проявляется в виде различных соматических (телесных) заболеваний.
Если лечить только симптомы болезней, их телесные проявления, то болезни никогда не пройдут.Например, можно сколько угодно фармакологическим (лекарственным) образом подлечивать болезни печени, но если человек гневлив и раздражителен, то болезнь так и останется с человеком.Значит, прежде всего, нужно искоренять страсть гнева и ее психоэмоциональные проявления и только после этого расстаться с приобретенной болезнью.
В своей докторской диссертации, я как раз и исследовал связь греховных страстей, их психоэмоциональных проявлений и соматических болезней.Мною был разработан и проверен на практике (в стационарных и амбулаторных условиях антинаркотического центра, Православной школы психологии и медицины) методика лечения, основанная на подходе к человеку как микрокосмосу (духу, души и телу) с учетом воздействия на него светлых и демонических сил, а также окружающей его среды.В начале нашего курса, мы ищем духовные причины заболевания, затем рассматриваем его психофизические проявления, и затем телесную составляющую.Поэтому и рекомендации носят духовный характер, параллельно используется современные эффективные (но безвредные для человеческой личности) психотехники, а также даются необходимые телесные рекомендации.
Священник Григорий Григорьев – профессор, доктор медицинских наук, доктор богословия, заслуженный врач Российской Федерации, эксперт Госнаркоконтроля, директор Международного института резервных возможностей человека, сопредседатель экспертного совета при Координационном центре по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Русской Православной Церкви, председатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости (занимается лечением уже три с половиной десятилетия, за это время через его программы были пролечены свыше 100 тысяч человек).
Григорий Григорьев родился в 1956 году.В 1979 году окончил Военно-медицинскую академию, служил на Тихоокеанском флоте.Участник дальних походов на подводных лодках и ликвидации трех аварийных ситуаций.Майор медицинской службы.
В 1984 году демобилизовался.Работал в Ленинграде в Клинической больнице Управления Делами Академии наук СССР.В 1988 году организовал Всероссийское Александро-Невское общество трезвости.
В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».В 2004 защитил докторскую по теме «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе психотерапии)».
В 2006 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.
8 сентября 2015 года в Общецерковном докторском диссертационном совете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора богословия «Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования» иерея Григория Игоревича Григорьева.
Научные консультанты:
Рыбников Виктор Юрьевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор
Шмонин Дмитрий Викторович, доктор философских наук, профессор СПбПДА, проректор РХГА, зав.каф.педагогики и теологии образования ОЦАД
Опоненты:
Протоиерей Олег Скоморох, доктор богословия, председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской митрополии, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии
Брюн Евгений Алексеевич, профессор, доктор медицинских наук, главный психиатр-нарколог Минздрава России, директор Московского научно-практического центра наркологии Минздрава России
Петрова Елена Алексеевна, профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии Российского государственного социального университета
Онлайн-трансляция
Алкоголизм, курение и наркомания – очень связанные между собой понятия.Стоит заметить, что алкоголизм – это наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов.Алкоголик – это тот же наркоман.
Современное лечение алкоголизма давно уже отличается от терапии этого заболевания несколько десятилетий назад.Основу верного лечения алкоголизма составляет общая диагностика состояния человека, обратившегося за помощью.Очень важно понять стадию алкоголизма и верно остановиться на типе лечения, поэтому перед лечением алкоголизма диагностика необходима.
На вечный вопрос – является ли определенный объем употребления спиртного признаком алкоголизма, сложно ответить абстрактно.Легче определить конкретные стадии развития заболевания.
Первая стадия алкоголизма – встречается чаще всего.Это психологическая зависимость от алкоголя.Обнаруживается просто – в предвкушении выпивки улучшается настроение, но в процессе выпивки приятно общение, а не возможность много выпить.На этой стадии необходимая для опьянения доза алкоголя начинает расти, но похмелья и запоев еще нет.
Вторая стадия алкоголизма – теряется контроль над количеством выпитого алкоголя – выпив немного, человек уже не может остановиться.Формируется физическая зависимость.Человек «знакомится» с похмельем.Плохое самочувствие во время похмелья снимается небольшим количеством алкоголя.На этой стадии алкоголизма появляются запои.
Третья стадия алкоголизма.Организм слабеет и разрушается.Снижается устойчивость к алкоголю – для опьянения уже достаточно около 50 грамм.Становится явной деградация личности.
Безусловно, чем раньше человек осознает проблему с алкоголем, тем легче с ней справиться.При этом надо понимать, что любой метод лечения алкоголизма основан на полном отказе от спиртного.
Сейчас в сфере медицинских услуг по излечению алкоголизма можно найти более 500 различных препаратов, которые помогут на начальных стадиях алкоголизма.
Обратите внимание, что обязательным условием положительного результата в лечении алкоголизма является наличие у больного доверия к лечащему врачу.Необходимо, чтобы лечащий врач-нарколог обладал большим опытом в лечении алкоголизма, и на профессиональном уровне владел методами психотерапии.
Широко известна профилактика алкоголизма .Под профилактикой алкоголизма подразумевают психологические способы, направленные на формирование отрицательного отношения к алкоголю.Задача методов состоит в формировании образа жизни человека без возникновения у него тяги к алкоголю.Выделяют три основных этапа профилактики алкоголизма.Первичная профилактика алкоголизма включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение причин возникновения алкоголизма.Оптимальным периодом с точки зрения формирования антиалкогольных установок является возраст ниже среднего.Пояснительная работа должна быть направлена на отрицание потребления алкоголя как символа престижа.Необходимо рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя.
Доказано, что самым действенным способом профилактики является метод, направленный на формирование такой смысловой ориентации личности, для которой алкоголь не может являться ценностью в жизни.
В данный момент, ведущее место в лечение алкоголизма занимает психотерапевтический метод.Психотерапевтический метод направлен на работу с личностью больного.Существует множество разных психотерапевтических подходов и методов для лечения алкоголизма.Широко применяются гипносуггестивные, когнитивно – поведенческие и психодинамические методики.Психотерапия алкоголизма проводится как индивидуально, так и в группе, особое внимание отводят семейной психотерапии.
Гипносуггестивная психотерапия:
При гипносуггестивной терапии используется внушение, направленное на запрет употребления алкоголя, с закреплением страха перед возможными неприятными и даже тяжкими для пациента последствиями при нарушении этого запрета.
Когнитивно-поведенческая психотерапия:
Терапия направлена на помощь больному алкоголизмом в изменении образа жизни, формировании более адекватных представлений о себе и окружающей действительности.В процессе лечения пациента обучают рациональному мышлению.Результаты терапии чаще всего зависят от решимости больного бросить пить.Обращает на себя внимание то, что наибольшая часть выздоровлений наблюдается у тех, кто признает свою болезнь.
Групповая психотерапия:
Большинство методов психотерапии больных алкоголизмом применяется в группах, что, как считается, способствует повышению эффективности лечебного воздействия.Существует мнение, что групповые занятия имеют преимущества перед индивидуальными, так как группа гораздо лучше, чем один терапевт противостоит попыткам одного из членов группы оправдать пьянство.Примеры тех, кто смог преодолеть тягу к спиртному и ведет трезвый образ жизни, вселяет надежду в собственное выздоровление.
Семейная психотерапия:
На современном этапе большое внимание в лечении алкоголизма отводят семейной психотерапии (психотерапия супружеских пар, в группах жен, мужья которых страдают алкоголизмом, и др.) При этом задачами психотерапии является выявление основных конфликтов супругов, реконструкция семейных отношений, адаптация семьи к режиму трезвости, укрепление установок больного на трезвость.Существуют организации родственников больных алкоголизмом (например, «Дети алкоголиков»).Члены этих организаций признают, что родственники больного бессильны перед его влечением и только упование на Бога может спасти от этого пагубного пристрастия.Что же касается самих родственников, то их задача — добиться независимости от больного (что, конечно не означает ни равнодушия, ни враждебности).
Умелое применение докторами клиники МИРВЧ того или иного психотерапевтического метода, а если необходимо, то и сочетания различных методик, в зависимости от клинической картины болезни, личности больного и его социальной ситуации, позволяет добиться максимальной эффективности терапии алкогольной зависимости.Более чем за 20 лет работы в МИРВЧ под руководством Заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Григорьева Григория Игоревича было создано свое, принципиально новое направление духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока, ставящее своей задачей полное исцеление человека: его тела, души и духа.
Лечение алкоголизма включает в себя тщательный анализ тех ситуаций, в которых возможен срыв или рецидив алкоголизма.Вы можете оказать помощь при алкоголизме больному, сформировав иммунитет к ситуациям риска, обучив его самостоятельно снимать тягу к алкоголю, эмоциональную напряженность, чувство дискомфорта.Лечение алкоголизма требует не только индивидуальной, но и групповой, и что особенно важно семейной помощи.Семья должна понимать как правильно вести себя с больным алкоголизмом.
В настоящее время стало абсолютно ясно, что лечение алкоголизма невозможно за одну, две и даже три встречи с врачом.Лечение должно проходить в клинике по борьбе с алкоголизмом , а не в кустарных условиях, ведь вылечить алкоголизм не так просто.
Биохимические исследования последних лет показали, что бесконтрольное пьянство часто может быть следствием нарушения обмена веществ, которое можно лечить, используя диетическую терапию.
Некоторые ученые утверждают, что ни один из тех, кто придерживается правил рационального питания, никогда ещё не стал алкоголиком.Опыт многочисленных клубов здоровья, оздоровительного бега, ритмической гимнастики и моржевания, где “сухой закон” обязателен и практически все питаются здоровой пищей, подтверждает это.Врачам, конечно, известно, что алкоголики часто страдают от неправильного питания, но неправильное питание клеток мозга до сих пор просто не рассматривалось как одна из существенных причин, вызывающих алкоголизм
Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей / Под ред.проф.Г.И.Григорьева.— СПб.: ИИЦ ВМА, 2008.— 504 с.
В учебном пособии прослеживаются истоки и излагаются концептуальные основы метода духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) на православной основе, разработанного в Международном институте резервных возможностей человека и Свято-Александро-Невском братстве трезвости.Данный метод применяется сегодня для медико-психологической помощи больным патологическими зависимостями в России, Белоруссии и Литве.Описаны концептуальные основы практической работы Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.Пособие предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов и медицинских психологов, а также для клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии, ведущих работу по отрезвлению людей в своих приходах.
31 декабря 2015 г.в 20.00 на телеканале “Союз” будет показана передача из цикла “Беседы с батюшкой” с участием настоятеля нашего Храма протоиерея Григория Григорьева.Тема передачи: “Праздники Божии и человеческие”.
Автор Тема: Метод целебного зарока Г.И.Григорьева (против алкоголизма) (Прочитано 22590 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
- »
- Медицинский раздел »
- Алкоголизм (Модераторы: Михаил Креонский, Елена Фил., Ольга_T) »
- Метод целебного зарока Г.И.Григорьева (против алкоголизма)
Страница сгенерирована за 0.186 секунд.Запросов: 20.
Божественное исцеление.Отец Григорий вылечил 130 тысяч пьяниц
Принято считать, что победить алкоголизм невозможно.Ежегодно спиртное убивает 350 тыс.россиян.Батюшка Григорий, врач по профессии, убеждён – болезнь излечима.И подтверждает свою теорию тысячами спасённых жизней.
20 лет жизни протоиерей Григорий Григорьев, выпускник Военно-медицинской академии, отдал морю.Он служил на Тихоокеанском флоте, принимал участие в дальних и трудных походах, пережил три аварии подводных лодок.Как раз после третьей, которая произошла в Индийском океане, он и задумался впервые о Божьем промысле.
– Когда лодка всё же всплыла на поверхность (хотя многие уже попрощались с жизнью), я выбрался на палубу.Взглянул в высокое тёмное звёздное небо и вдруг осознал: во Вселенной, оказывается, существует невероятный порядок, – вспоминает тот день отец Григорий.- И в эту минуту осознал, что случайно из хаоса он возникнуть не мог.В этот момент я поверил в Бога.
– Оказалось, что за три месяца я не принимал спиртного только три дня.Как врач осознал: это уже стало проблемой.С тех пор прошло 35 лет.И за все годы спиртного не пригубил ни разу!
Григорию Григорьеву повезло учиться у Александра Довженко, основателя метода стрессопсихотерапии алкогольной зависимости.Он стал одним из учеников, которым знаменитый врач завещал своё дело.Григорий Игоревич занялся совершенствованием метода, дав ему название – духовно ориентированная терапия, или целебный зарок.Сегодня отец Григорий заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, доктор богословия.Под его руководством защищено 3 докторские и 15 кандидатских диссертаций по лечению зависимостей.
– Всю жизнь я занимался строительством моста между медициной и Церковью, – поясняет батюшка.
Дорога в храм
По выходным дням в небольшой храм в деревне Юкки (Ленинградская область), в котором отец Григорий служит настоятелем, собирается по 400-500 человек.В основном это бывшие, настоящие и, увы, будущие пациенты отца Григория.Здесь даже из 12 алтарников половина бывшие алкоголики и наркоманы.Сегодня у всех у них семьи, дети, многие стали успешными бизнесменами.Батюшка с гордостью про них говорит: «Уверен, что Бог их не оставит, пока они стремятся к нему».
– Но ведь наркологи считают, что алкоголизм неизлечим? – спрашиваю.
– Да, медицинским путём можно вывести из запоя, восстановить нарушения, которые возникают при приёме вредных веществ, – поясняет отец Григорий.- Но от духовной зависимости человека может освободить только Бог.Поэтому основа метода – зарок, обращение к Богу за помощью.По словам апостола Павла, Сила Божия в немощи человеческой свершается.
Лечение занимает.один день.Сперва 3-часовая общая беседа.Здесь задача – убедить человека в том, что он болен: ни один алкоголик себя таковым не считает.Потом индивидуальный приём, на котором пациент даёт зарок на кресте и Евангелии.Тем самым пришедший просит помощи у Бога и признаёт: если снова он начнёт пить, значит, откажется от Божьей помощи.После этого над ним читается молитва.И.тяга пропадает.Если же человек опять почувствует беспокойство, желание выпить, раздражительность, его ждёт исповедь.Этот повторный индивидуальный приём помогает обрести вновь силы для борьбы с пагубным пристрастием.
Замечаю, что многие покупают нательные крестики прямо перед началом беседы.
– Строго говоря, верующими их назвать нельзя, – подтверждает мои наблюдения батюшка.- Под бомбёжкой человек кричит «Господи, помоги!» не потому, что верит в Бога, а потому, что деваться некуда.Вот и они сюда пришли, потому что жизнь загнала их в угол.Но после разговора многие становятся прихожанами.
Нередко на огласительные беседы к отцу Григорию приходят целыми семьями.Увы, случаи, когда жёны алкоголиков, которые водили их по врачам, сами начинают пить, не редкость.
Русские – пьяницы?
Убеждения, что женский алкоголизм неизлечим, отец Григорий не разделяет:
– Женщина – существо более совершенное, чем мужчина.Они сделаны из более качественного материала (Адам – из грязи, а Ева – из его ребра), потому и излечиваются быстрее.
С тем, что алкоголизм – наследственное заболевание, батюшка тоже не согласен:
Не согласен врач-священник и с тем, мол, что у «русского человека пьянство в крови»:
– Алкоголизм – хорошо изученное заболевание.В России алкоголизм распространён так же, как в других европейских странах.Просто русский человек всегда был человеком духовных ценностей.Когда они исчезли, нишу заняли разные зависимости.Но с Божьей помощью всё преодолеем.
Лечение от алкоголизма метод григорьева
Даже умеренно выпивающий человек, врач, психолог, священник, не сможет помочь людям с алкогольной зависимостью.В этом убежден диакон Григорий ГРИГОРЬЕВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Ленинградской области, сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ.Сам он не пьет 30 лет, и уже 22 года помогает преодолевать зависимость.Отец Григорий считает, что ни одна методика помощи алкоголикам не противоречит православной вере.Но наиболее эффективно лечение, когда в итоге человек приходит в храм.Об этом он рассказал сайту Милосердие.ru
Диакон Григорий ГРИГОРЬЕВ родился в 1956 году.В 1979 году окончил Военно-медицинскую академию, служил на Тихоокеанском флоте.Участник дальних походов на подводных лодках и ликвидации трех аварийных ситуаций.Майор медицинской службы.В 1984 году демобилизовался по состоянию здоровья.Работал в Ленинграде в Клинической больнице Управления Делами Академии наук СССР.В 1988 году организовал Всероссийское Александро-Невское общество трезвости.В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».В 2004 – докторскую по теме «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе психотерапии)».В 2006 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.Председатель приходского совета храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Ленинградской области.В 2010 году рукоположен в диаконы.
— Отец Григорий, вы считаете воцерковление обязательным условием для преодоления алкогольной зависимости?
— Нет, как православный человек, я понимаю, что к Богу можно прийти только по своему свободному выбору, поэтому никакие условия тут неуместны.А как врач, я обязан оказывать медицинскую помощь каждому нуждающемуся.Не надо смешивать эти вещи, но и разделить их нельзя.Человек состоит из духа, души и тела, и, к сожалению, наша медицина проблемы духа совсем не затрагивает.А без понимания этих проблем лечение в психиатрии и наркологии неизбежно будет неполным и не приведет к исцелению человека.Наши пациенты часто нуждаются в медикаментозном лечении, всегда – в психотерапевтической помощи, но ни того ни другого недостаточно.Поэтому мы сознательно предлагаем людям сходить в храм, исповедоваться и причаститься, но, естественно, никого не принуждаем.Примерно 40 процентов идут на исповедь, некоторые потом воцерковляются.Мы работаем с 1988 года, за это время пролечили 125 тысяч человек, имеем уникальную базу данных, на которой уже защищено 15 кандидатских и 3 докторские диссертации, создана научная школа.И у нас есть возможность сравнить тех пациентов, которые лечатся только медицинскими методами, и тех, кто воцерковляется.В наркологии есть такое понятие – «качество ремиссии».Если человек бросает пить и становится раздражительным и агрессивным, это одно качество, а если не пьет и радуется жизни, совсем другое.И на примере наших пациентов мы видим, что у тех, кто воцерковился, качество ремиссии значительно выше.Мало просто не пить, надо, чтобы трезвая жизнь нравилась, была в радость.
— Но ведь ни для кого не секрет, что среди церковных людей, в том числе и священнослужителей, есть немало пьющих.
— Увы, и пока это так, все разговоры о трезвости будут малоэффективны.Всегда церковная борьба за народную трезвость начиналась с отрезвления священнослужителей.Конечно, наша вера не запрещает употреблять спиртные напитки.Но, во-первых, умеренно, не напиваясь, а многие ли в нашей стране это умеют? Во-вторых, она (вера) также призывает нас подавать личный пример трезвости, в первую очередь духовной, которая немыслима без трезвости физиологической.Человек под наркозом не способен к покаянию.Страна находится в катастрофической ситуации, народ гибнет от алкоголизма и наркомании.Возможно, внутри Церкви эта проблема стоит не так остро, как за церковной оградой.Но как бы социально выиграла Церковь, если бы в лице своих священнослужителей подала личный пример.В этом вопросе сегодня мы проигрываем мусульманам, индуистам, буддистам и, между прочим, сектантам, которые критикуют Церковь и за то, что она не участвует в предотвращении спаивания русского народа.Увы, в этой критике есть большая доля правды.
— И нарколог должен подавать личный пример?
— Я считаю личную трезвость врача необходимейшим условием для эффективного лечения.Сам я не принимаю никаких спиртных напитков уже более 30 лет.Употреблять их начал рано, в 14 лет.А когда после Военно-медицинской академии пришел на флот, пошло-поехало.Я был начальником медицинской службы и одновременно на подводной лодке исполнял обязанности помощника командира корабля и начпрода.Тогда в рацион подводников во время походов входило вино, в моем распоряжении было 20 ящиков в месяц.А в медслужбе я имел 40 литров спирта в месяц.Ни за то, ни за другое практически не отчитывался.Но однажды в перерыве между походами я, сам не знаю почему, начал вести учет потребления спиртных напитков: выпил бутылку пива – ставлю крестик, не помню, как пришел домой – крестик с кружочком.И когда в конце квартала подвел итог, оказалось, что за три месяца я только три дня не принимал спиртных напитков и в среднем два раза в неделю не помнил, как приходил домой.Думаю, что первая стадия алкоголизма уже начиналась, хотя явной зависимости не было.Но я задал себе вопрос: «А что будет дальше?».И твердо решил завязать.В то время мне было 24 года.А через два года, в 1982, я крестился.То есть я сначала отрезвел, а потом пришел к Православию.Ну а в 1984 мне по состоянию здоровья пришлось демобилизоваться (я участвовал в ликвидации трех аварий на подводных лодках).Я вернулся в родной Петербург (тогда Ленинград), работал в Клинической больнице Управления Делами Академии наук СССР, а как только у Церкви появилась возможность участвовать в общественной жизни, по благословению своего духовника, приснопамятного протоиерея Василия Лесняка, создал «Александро Невское общество трезвости».На это мы получили и благословение приснопамятных Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна.
— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?
— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми.Это мое глубокое убеждение.Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность.Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы.Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична.Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога.Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит.Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики.Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога.Суть у этих методик одна.Они все основаны на доверительной беседе, на контакте.Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная.Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может.Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.
— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.
— Чушь собачья.Нет такой власти у бесов.На самом деле и кодирования в природе нет.Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию.Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других.Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию.Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили.Но это невозможно.Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит.И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют.Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение.Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу.А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога.Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм.А если не отрезвеют, никто не придет.
— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе .Разве это допустимо?
— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17).Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь.Страх исцелить не может, но может на время остановить.Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться.А исцеляет только любовь.
Но есть же и оккультные методы?
Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов.Не изгонит сатана сатану.Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа.Они способны только разрушать.Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.
Некоторые перестают принимать алкоголь, прослушав лекции Владимира Жданова .И даже в Церкви у него есть поклонники.Но ведь врачи единодушны в том, что с научной точки зрения его утверждения не выдерживают никакой критики.
— Владимир Георгиевич Жданов, несомненно, яркий и искренний пропагандист и трибун трезвости.Но все же, я считаю, что безграмотность вернется и ударит по движению трезвости.Зачем фантазировать, что человек, выпив, будет писать мозгами, если достаточно объективных научных факторов в пользу трезвости? Пропагандировать трезвость нужно, но идеи должны соответствовать здравому смыслу и физиологическому устройству человека.Но если кто-то после лекций Жданова бросит пить и придет в храм, значит, и этот подход иногда эффективен и имеет место быть.Многих, конечно, смущало, что он хулит вино – продукт, который на евхаристии пресуществляется в Кровь Христову.Но я слышал, что он сам стал причащаться, надеюсь, что это поможет ему подкорректировать свою позицию, и он не будет так говорить.Ну и хотелось бы, чтобы люди боролись за трезвость без помощи антинаучных фантазий.А самое важное, чтобы лечение заканчивалось в храме Божьем.Человек бросил пить и пришел в храм – это и есть момент истины.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ
Священник Григорий Григорьев: можно ли кодироваться от алкоголизма?
Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева.Священник Григорий Григорьев — преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.
— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?
— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми.Это мое глубокое убеждение.Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность.Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы.Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична.Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога.Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит.Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики.Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога.Суть у этих методик одна.Они все основаны на доверительной беседе, на контакте.Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная.Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может.Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.
— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.
— Чушь собачья.Нет такой власти у бесов.На самом деле и кодирования в природе нет.Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию.Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других.Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию.Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили.Но это невозможно.Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит.И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют.Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение.Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу.А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога.Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм.А если не отрезвеют, никто не придет.
— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе.Разве это допустимо?
— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17).Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь.Страх исцелить не может, но может на время остановить.Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться.А исцеляет только любовь.
— Но есть же и оккультные методы?
— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов.Не изгонит сатана сатану.Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа.Они способны только разрушать.Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.
Зависимости – можно ли преодолеть, или зачем уходить от врача больным?
Диакон Григорий Григорьев служит в деревне Юкки Ленинградской области.
Наш разговор – о зависимостях. Лечением алкоголизма и наркомании доктор Григорьев, директор Международного института резервных возможностей человека, сопредседатель экспертного совета при Координационном центре по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Русской Православной Церкви, сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, занимается уже три с половиной десятилетия.
Храм Рождества Иоанна Предтечи, дер.Юкки, Ленинградская обл.
Диакон Григорий ГРИГОРЬЕВ родился в 1956 году.В 1979 году окончил Военно-медицинскую академию, служил на Тихоокеанском флоте.Участник дальних походов на подводных лодках и ликвидации трех аварийных ситуаций.Майор медицинской службы.
В 1984 году демобилизовался по состоянию здоровья.Работал в Ленинграде в Клинической больнице Управления Делами Академии наук СССР.В 1988 году организовал Всероссийское Александро-Невское общество трезвости.
В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».В 2004 – докторскую по теме «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе психотерапии)».В 2006 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.
Председатель приходского совета храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Ленинградской области.В 2010 году рукоположен в диаконы.
Человек должен уйти от врача больным
– Есть такой закон в психиатрии «10 000 здоровых не убедят одного больного, но один больной убедит 10 000 здоровых», – объясняет отец Григорий, разливая по кружкам крепкий китайский чай пуэр.– По сути дела, любая зависимость, в том числе алкогольная, – это психическое заболевание, а любое психическое заболевание начинается со снижения критической самооценки – человек не считает себя больным.
Жена говорит пьющему мужу: «Иди лечиться», а он отвечает: «Тебе надо – иди лечись сама».А для исцеления нужно большое, искреннее желание.
Это как покаяние: основа покаяния в грехе – желание перемен.Само слово покаяние по-гречески значит «перемена ума».Покаяться в неосознаваемом грехе невозможно.
Представим себе: здоровый человек приходит на обследование, ему делают УЗИ.
– У вас ничего не болит?
– У вас там в правой почке камень.Что, и тяжести не бывает?
– А печень не болит у вас?
– Нет.А что с ней?
Человек вышел от врача, и у него заболели и печень, и почки.
Вот и психиатр должен так построить беседу с пациентом, чтобы человек сам поставил себе диагноз.Тогда появляется желание лечиться.Беседа, в результате которой человек осознает свои немощи, болезни и понимает, в чем они выражаются, должна стать глубоким потрясением личности.
Зарок: просьба о помощи
У любой зависимости, как у сказочного змея, есть три головы: психическая зависимость, физическая и духовная.
Психическая зависимость – это когда перестает вырабатываться внутренний алкоголь и человек нуждается во внешнем; физическая – когда появляется тяга к употреблению и постоянно увеличивается доза, а духовная – когда мысли лезут в голову.
Человеку надо объяснить, что психическую и физическую зависимость он может преодолеть сам или с помощью лечения.Но духовную – нет.Потому что человек не может контролировать не свои мысли.Необходимо получить помощь Божью.
Есть такое понятие – «зарок».Это искреннее обращение к Богу: Господи, я обещаю Тебе не пить, если Ты дашь мне для этого силы.Так попросить больной может только сам, и никто за него это не сделает.
Зарок отличается от обета.Зарок – это обещание не делать злого дела, а обет – это обещание сделать доброе дело.
Например, болеет ребёнок, мама молится: «Поправится ребёнок – поставлю часовню».До революции, когда отец семейства в церкви давал зарок от пьянства, вместе с ним приходили его супруга с детьми и давали обет.Они сами никогда не пили и пьянством не страдали, но делали это, чтобы поддержать близкого.
Мы стараемся провести первую беседу так, чтобы человек пришел к зароку и таким образом восстановил отношения с Богом.
Принудительное лечение зависимостей: не от хорошей жизни
– То есть первая беседа алкоголика или наркомана может быть и не по его инициативе?
– Она почти всегда будет не по его инициативе.Чаще всего человек приходит по настоянию родных.
– А насильно лечить можно? Как вы относитесь к деятельности Евгения Ройзмана и Егора Бычкова?
– Нельзя сказать, что это недопустимо.А если зависимый хулиганит, ведет себя безобразно? На принудительное лечение идут не от хорошей жизни.
Единственное, что нужно понимать: результат при принудительном лечении будет ниже, чем при добровольном, как в лечебно-трудовом профилактории – человек из него выходит и снова начинает пить.Но когда речь идет о жизни и смерти, то хоть какой-то результат — уже положителен.
Если же с человеком, переставшим пить или употреблять наркотики насильно, провести реабилитационную работу, то можно достигнуть успеха.
Что же касается Егора Бычкова, то я не думаю, что он и его коллеги применяли настоящее насилие.Помните, как Одиссея привязывали по его просьбе, когда проплывали мимо сирен? Ведь пациентов не в мешке к нему привозили.Значит, с их стороны было некое добровольно изъявленное желание.
Мне кажется что на него наехали не из-за того, что он плохо реабилитировал, а из-за того, что хорошо.Видимо, задел много кого… Потому что всем, на самом деле, наплевать и на насилие, и на наркоманов.
Единственная ошибка, которую совершил Бычков — не оценил ситуацию, в которой находится, и таким образом подставил под удар все свое дело.Было понятно, что рано или поздно он на этом погорит.Ему стоило сказать, что, в принципе, ты все делаешь правильно, но прекращай, закончится плохо.
Думаю, перегибал он по молодости, по горячности.Надеюсь, сейчас откорректировал свою программу.
Реабилитационный центр “Город без наркотикотиков”.Фото: Павел Мальцев
Сухая ломка или “качели”?
– Ну а то, что в центре у Бычкова голодом морили? Хлеб, лук, чеснок и вода…
– Идея очень правильная.В старые времена все зависимости лечили голодом.Потому что во время голода наступает очищение организма и резко уменьшается интоксикация.
Пример: если человека лечить медикаментозно, то сон у него будет расстроен полгода.А если его лечить голодом и воздержанием, то сон у него через пять дней восстановится.
Сухие, т.е.без обезболивания, ломки всегда быстрее проходят.Сухая ломка – это своего рода мобилизация резервов организма.А медикаментозное лечение – это зачастую снижение резервов.
Поэтому в советское время была стратегия сухих ломок, а медикаментозное лечение воспринималось, как элемент неотложной медицины, если есть риск для жизни.
– А говорят, при ломке человек может умереть от болевого шока…
– Это все ерунда.Разумеется, если у человека нет порока сердца или какой-нибудь врожденной аномалии.Во всяком случае, мой опыт лечения наркоманов говорит, что от сухих ломок гораздо лучший результат.
Кроме того, есть эффект воспитательный: у человека остается страшное воспоминание о наркотиках.Если его на время ломки усыпить, то он проснется – и что изменится? Какой он вывод сделает?
Если лишать трудностей, то человек ничего менять не будет — зачем? И так хорошо.
И «лечение» будет проходить по такой схеме: наркоману нужна все большая и большая доза, он получает все меньше и меньше кайфа, он идет в клинику, его «чистят», ему нужна теперь для кайфа меньшая доза — и все, он опять начинает принимать.Через два-три месяца все повторяется: «Я же хочу лечиться, а мне ничего не помогает – такая болезнь!»
Врачам тоже хорошо – больше капельниц, больше заработок, и совесть чиста.Такая болезнь, помогаем, как можем!
Больные называют такое лечение «качелями».
Кофе с амфетамином для наших детей
– А кому, если подумать, вообще нужен результат?
В древние времена был в китайской деревне один врач.Все здоровые платили ему налог, а когда кто-то заболевал – он его лечил за свой счет.Так возникла профилактическая медицина – врач был кровно заинтересован, чтобы никто не болел.И оттуда пошла поговорка: «Болезнь надо лечить за три года до начала, а не за три дня до смерти».
А в данном случае, горе пациента – это прямой доход врача.
– А возможна ли вообще профилактика зависимостей?
– Не только возможна.Это самое главное в их лечении.Профилактика должна проводиться и в детских садах, и в школах.
До революции в каждом учебном заведении был обязательный предмет – наука о трезвости.Надо рассказывать правду о том, что такое наркотики, что такое зависимости: кто предупрежден, тот вооружен.А дальше человек сам решает.
Ведь у нас никто этого не делает, и человек по незнанию зачастую беззащитен перед этими веществами!
Когда наркомана спрашиваешь, почему он начал употреблять, что он отвечает? «Думал, что ничего не случится», «Любопытно», «Интересно, попробовал», «Был уверен, что с одного раза ничего не будет».Никто же не собирался наркоманом становиться.
А алкоголики откуда берутся? Был уверен, что ничего не случится, если буду пить понемногу.
Так общество настроено, все так говорят.
– Бывает такое, что ребенок из хорошей семьи, где не пили, не курили и вдруг…
– Это тусовка! Все принимают, смеются, о последствиях не думают и не знают.
В элитных школах бывает еще хуже: дети добавляют немного амфетамина в кофе и на переменах его принимают с невинным видом.И ребята еще считают, что они продвинутые и ведут здоровый образ жизни, не понимая, что уже подсели на настоящие наркотики.
photosight.ru.Фото: Петрулан Вячеслав
Вообще так называемые «молодежные наркотики» – самое страшное дело.Психостимуляторы, амфетамины способствуют сексуальному раскрепощению.И потом человек в принципе уже не может без них заниматься сексом, для него он становится тяжелой работой и просто наказанием.В этом возрасте идет гормональное созревание и физиологически человек меняется.Потом уйдут годы на то, чтобы человека привести в норму.
«Сатанинская прелесть»
– Больным себя человек начинает считать через несколько лет после того, как перестает принимать психоактивные вещества.В этом состоит драматизм ситуации: желание лечиться возникает в процессе трезвой жизни.И чем больше не употребляешь, тем больше себя считаешь больным.
– Как в духовной жизни: чем сильнее человек кается, тем сильнее видит свой грех…
– Да, и в связи с этим еще важно помнить, что зависимость идет рука об руку со грехом – всегда высока опасность возвращения.У каждого человека есть слабое место, своя Ахиллесова пята.Если есть предрасположенность к диабету, то даже если ты диетой его преодолел, то надо всю жизнь себя ограничивать.Если ты забудешь об этом, то сразу споткнешься.
– А почему вообще возникает потребность пить, употреблять наркотики, курить?
– Давайте посмотрим на это вот с какой стороны.Какова основная цель православия?
Помните: преподобный Серафим Саровский – о цели христианской жизни? Стяжание Святого Духа, получение благодати.Потому что благодать дает мир в душе, радость, покой, свет.Но получить ее очень трудно – надо жить по заповедям, прилагать усилия.Царствие Небесное берется силою.
Так вот, всякая зависимость – это манипулирование радостью жизни, своего рода попытка прельщенного украсть «благодать» с черного хода.Бес приходит к человеку и говорит: а что тебе в большой очереди стоять, трудиться, платить? Ты смотри: вот сюда можно зайти, дверца открыта, там можно взять то же самое, только без очереди и бесплатно.
Человек идет и берет.А потом оказывается, что за удовольствие надо платить.Бес знает физиологическое устройство человека и подсказывает человеку, как включить при помощи химии механизмы, которые святые отцы включают при помощи благодати Божьей и огромного труда.
Включить-то можно, но потом включаются и другие механизмы возмездия.
Вначале человек «балдеет».А потом надо употреблять не для того, чтобы стало хорошо, а чтобы не было плохо.Как это у Берроуза было в «Голом завтраке» – «откупиться от обезьяны».
То есть зависимость от Бога – это когда все люди хотят быть счастливыми в Боге.Божью благодать трудно получить и легко потерять.А «сатанинский» кайф получить легко, зато потом никак не отвязаться от нечистой силы.
– У преподобного Симеона Нового Богослова радость от богообщения сравнивалась с вином.
– А есть, есть сходные черты.Только это то вино, от которого нет ни опьянения, ни похмелья, ни ломки, а есть только состояние внутреннего счастья.
Профессор Григорий Григорьев
Я алкоголик, не пью уже 30 лет
– Как вы считаете, проблема зависимости — социальная или индивидуальная?
– Она стала социальной, потому что это не эпидемия и даже не пандемия — это состояние общества.
Я думаю, что распространение зависимостей связано с тем, что в нашем обществе разучились различать добро и зло.Все так живут, все что-то принимают – вроде как это и не страшно.
Это особенно видно на алкоголе.Если человек в какой-то компании отказывается от выпивки, то ему обязательно зададут вопрос: «Почему не пьешь? Ты болен?»
Я не принимаю спиртные напитки тридцать лет, и меня часто спрашивают:
– Ну вот ты можешь немного выпить и остановиться, а я, когда немного выпиваю, – у меня крышу срывает, я становлюсь злобным, агрессивным, могу стулом тебя по башке ударить.Не контролирую себя.
– Ну, значит, не надо пить.
– Я тоже так решил.
– А давно с тобой такое?
Ещё никто не сказал мне: «Какой ты алкоголик? Ты не пьешь 30 лет, ты просто над нами смеёшься!» Наоборот, то, что 30 лет не пьешь, – это окончательный диагноз.Потому что пьянство считается нормой жизни.
Так же с наркотиками: «все принимают».Большая часть наркоманов принимает вещества, которые они не считают наркотиками: героин – это наркотик, а, скажем, амфетамин – нет.
Конечно, у нас в нашем обществе – это глубоко социальная проблема.
Конкретный человек, конечно, имеет возможность сопротивляться этой пропаганде.Вот я и не пью.И все мои знакомые, глядя на меня, не пьют — не потому, что я кого-то призываю к этому, а просто видя на моем примере, что, оказывается, можно жить и без алкоголя.Я буду сидеть за праздничным столом, и у меня будет хорошее настроение.Я вон чай пуэр себе заварю, и мне будет очень хорошо, значительно лучше, чем от алкоголя.
Марихуана против алкоголизма?
– Есть мнение, что алкоголизм и наркомания – это проблемы принципиально разные: алкоголизм от невоздержанности в винопитии, наркомания — употребление изначально запрещенного…
– Это не просто одного поля ягоды, это разные ступени одного и того же.Сначала человек курит, потом пьет, потом принимает наркотики.Не бывает такого, чтобы человек не пил, не курил и начал сразу принимать героин.И так же, когда он перестает принимать героин – он начинает пить.Эти вещества заменяют друг друга, чем и доказывается, что зависимость от них — одно и то же явление.
Более того.Вообще все зависимости переходят одна в другую.Любой наркоман знает, что бутылка водки снимает героиновую ломку.Перестаешь принимать наркотики – будешь больше пить.Станешь меньше пить – начнешь больше курить.Перестаешь курить – начинаешь объедаться.
На этом построена так называемая «метадоновая программа», когда героиновых наркоманов «пересаживают» на метадон.
– И как Вы относитесь к такому методу лечения?
– Крайне отрицательно.Это не лечение – один наркотик заменяется другим.
А была еще марихуановая программа, о ней сейчас мало кто помнит.Не задумывались, почему травка легализирована в Европе? А это было сделано под флагом борьбы с героином.Предполагалось, что если начать продавать травку, то снизится потребление тяжелых наркотиков.Этого не произошло, а вот употребление марихуаны возросло на 45%.
Но лечить зависимость от одного зависимостью от другого недопустимо.А сейчас в мире присутствует такая тенденция: поставить на учет и давать наркотик у врача.И назвать это борьбой с наркоманией.А на самом деле, это просто перевод наркомафии на легальное положение.
photosight.ru.Фото: Вениамин Костицын-Тетерин
– А на какие медикаменты можно переключать зависимого?
– Ни на какие.Все лекарства в какой-то степени наркотики.Собственно, поэтому их курсами проводят, и со времен Гиппократа после медикаментозного лечения всегда проводилась очистка организма.А сейчас человека только накачивают.
Конечно, разница между анальгином, аспирином и героином есть.Они все-таки в разной степени повреждают организм.Но вообще, если мы обратимся к истории медикаментов и наркотиков, то увидим: что сегодня считается наркотиком, вчера было медикаментом.Например, героин выпускала в таблетках немецкая фирма «Bauer», как лучший антидепрессант начала XX-го века.
И это важный нюанс.Сегодня таблетка, завтра психоактивное вещество, послезавтра наркотик.
Все, что называется наркотиками, наиболее точно отслеживает антидопинговый олимпийский комитет.Вот то, что там есть – это и есть наркотик.
В лечении наркомании важно понимать: линия обороны должна проходить как можно дальше от крепостных стен.Подобное подобным не лечат.
Миф о “культурном потреблении”
– Как Вы относитесь к культурному потреблению алкоголя?
– Если вы приедете в Севастополь, вас наверняка повезут на экскурсию в древний город Херсонес.А в Херсонесе покажут развалины древнего города возле Владимирского собора и расскажут, что в Херсонесе было 14 000 жителей и среди них один винодел.От дома винодела хорошо сохранился фундамент: там три каменных пресса, на которых рабы отжимали вино.Из этой археологической находки делают вывод, что в Херсонесе уже в IV-V веке существовала культура пития.
photosight.ru.Фото: Станислав Белка
А теперь я Вам скажу, как пили древние греки.Мужчинам разрешено было пить после 35 лет при наличии сына.Женщинам было запрещено пить пожизненно, за однократный прием алкоголя могли казнить или изгнать из города.
Вино разбавляли водой.Существовало три нормы разведения: 6, 8 и 12 литров воды на литр вина.
А вот рабам давали пить только неразбавленное вино второго и третьего отжима.Знаете, для чего? Чтобы легче было ими управлять.Чтобы на их примере воспитывать молодежь – показывать, во что превращается пьяный человек.А превращается он в ломовое животное, которому ничто в жизни не интересно.Днем он в каменоломнях работает, вечером ему дали стакан – и хорошо.
Так что культура потребления – это, в первую очередь, низкопроцентный алкоголь.То же самое было в древней Иудее.
А мы сегодня пьем то, что горит синим пламенем, и вспоминаем Кану Галилейскую, говорим, что Христос был не против вина.
Современный алкоголь — яд
У нас сейчас вообще нет вина, сплошная синтетика.
Сейчас все, что мы называем алкоголем – это зачастую боевые отравляющие вещества.Все делается из гидролизного спирта – это не самогон, полученный путем сбраживания, а результат химической реакции, который потом очищают от сивушных масел особыми ядовитыми веществами.Частично они растворяются и остаются в этом спирте.По вкусу он нормальный, а по качеству – эти токсические вещества, как радиация, накапливаются в организме, а потом человек умирает.
Время такое — эра консервантов и химикатов.Мы ими дышим, мы пьем грязную воду, едим загрязненное мясо.Раньше в одну могилу можно было хоронить несколько тел с промежутком в 20-30 лет, а современный человек очень долго не разлагается, потому что «забальзамирован» при жизни.
И это не имеет ничего общего со святыми мощами.Просто в организме человека сохраняется от одного до двух килограммов шлаков, состоящих из химических веществ, которые он накапливает за свою жизнь.В том числе и из алкоголя.
Европа спивается
– Три четверти человечества на сегодняшний день не употребляют спиртного.Где государство запрещает, где есть религиозный запрет – там есть трезвость.
Мусульманский мир – 27 стран – жесткий сухой закон.В Саудовской Аравии – смертная казнь за прием алкоголя.Индия – индуизм запрещает.На Тибете никто не пьет.Китай – 95% не пьет.
photosight.ru.Фото: Вениамин Костицын-Тетерин
Ну и что получается? Пьет белая часть человечества.И как краснокожие вымирали, так и белые вымрут.А народы, которые не пьют, заселят территории спившихся.
Кстати, народы — традиционные производители алкоголя сейчас спиваются: Молдавия, Франция, Германия…
– Европейцы спиваются?!
– Так французов уже не осталось – одна арабская молодежь.
– А Кавказ – Грузия, Абхазия.Традиционно пьющие регионы…
– В Грузии пьют не так много, как об этом говорят.Грузины никогда не напивались, у них винопитие было очень умеренное, по праздникам.Они пили слабые спиртные напитки в определённых условиях, в которых опасность зависимости была доведена до минимума.
А у нас она доведена до максимума.У нас само национальное отношение к слабым спиртным напиткам – презрительно-насмешливое.
Да и вообще, мы историей своего государства уже доказали, что пить в меру не умеем.И никогда не научимся.Мы – вымирающий народ.В таком состоянии продолжать упорствовать в идее «культурного пития» – неправильно.
Это не значит, что нет людей, которые не могут пить в меру.Но физиологическое устройство человека обусловлено здоровьем, полученным от предков.Если у человека 5-6 поколений трезвенников, то зависимость будет развиваться медленнее.
Есть народы, которые медленнее спиваются, например, семитская группа.Но эти народы и не пьют.Еврей-алкоголик – это редчайшая ситуация.В Израиле даже нет наркологических клиник: если у человека есть зависимость – а это, как правило, репатриант из России, — то ему дают инвалидность и платят пособие.
Быстрее спиваются народы азиатской группы: китайцы, корейцы, японцы, чукчи, эвенки, северные народы, имеющие так называемый «азиатский ген».
У славян эти показатели средние, но в России много азиатской крови вследствие татарского ига.
Сейчас практически нет чистых национальных генов, все народы перемешаны.Но никогда не было таких некачественных веществ.
Как перестать пить?
– Если у нас в обществе настолько искаженное представление об алкоголе, то какая может быть мотивация к трезвости?
– Мотивация может быть только одна.Для того чтобы человек вышел из состояния лжи, ему надо говорить правду.Если бы СМИ начали говорить правду, то, наверное, многие люди бы задумались.Люди, попавшие в зависимость, освобождаются только под влиянием какого-то стресса.Когда человек бросает курить? Чаще всего после инфаркта или когда ноги отрезают.
Правда и страх — больше никаких способов нет.Правда – это форма Божьей любви.
А пока будут создаваться мифы о том, что «пить полезно», ничего не изменится.
Обратите внимание: дети пьющих родителей в 80% случаев не пьют, насмотревшись на родителей.
– А как же дурная среда?
– Ну вот, бывает такая реакция отторжения.Зато сейчас они переходят на наркотики.Они не хотят, как мама с папой, говорят, что хотят жить быстро и умереть молодыми.
На самом деле, это бравада.Просто в юном возрасте нет понимания смерти, они думают, что будут жить вечно.
– Недавно появился запрет на ночную продажу алкоголя.Как вы считаете, это переломит ситуацию?
– Любая форма запрета снижает опасность.Все эти законы проходят со страшным сопротивлением.Все производители алкоголя борются с запретами.Это показатель того, что для них это убыток.
Надеяться на то, что что-то будет переломлено, не стоит.Но будет меньше смертей, меньше психозов, меньше трагедий.Первое правило борьбы с искушением – убрать источник искушения.Уменьшается искушение — уменьшается и грех.
А сухой закон даст полную победу над алкоголизмом.И все рассказы о самогоноварении при сухом законе – это просто смешно.
– Почему?
– Потому что если государство захочет вычислить самогонщиков, то оно это сделает.
– По деревням?!
– Элементарно, соседи сразу напишут донос.
– Почему?
– Потому что нас так приучили.Свои же сдадут.Алкоголик сдаст, жена напишет, скажет: муж напился.За год все уничтожится при желании.
– Во время перестройки не уничтожилось.
– Весь драматизм перестроечной ситуации состоял в том, что борьба велась отчасти, всего два-три года, и решала другие задачи.
Насколько я понимаю, смысл этой борьбы был в следующем.Каждые 10 лет при советской власти принимался ограничивающий закон.Но всегда все заканчивалось увеличением продажи на 20%.
Почему? Подозреваю, дело в том, что у государства была монополия на продажу водки.И из выручки складывался в том числе и фонд зарплат.Когда нужно было повысить зарплату – нужно было увеличить продажи водки.Поэтому создавали дефицит, а потом открывали кран.
– После того, как запретили ночную продажу алкоголя, люди стали брать больше, чем им надо.В результате отравления бывают даже чаще.
– Я думаю, что это тоже будет иметь место, но временно, потому что у алкоголика всегда нет денег.Потом все выровняется и будет положительный результат.
И у нас вообще есть такая тенденция: крупу начинают закупать, соль, сахар, спички.Но это все ненадолго.Ну, закупили, потом жучки сожрали крупу, и крупы больше нет.Закупили водку, выпили, отравились, а потом денег-то нет.И больше не закупишь.
– То есть, чтобы преодолеть алкоголизацию населения, надо не только избавиться от алкоголя, но и какое-то время не повышать уровень дохода?
– Если бы сейчас всем дали хорошую работу, крепкое здоровье и материальное благополучие – пить бы стали намного больше.Мнение, что депрессия является результатом социальной напряженности, ошибочно.Как быть с Голландией? Социальной напряженности там нет никакой, а процент депрессий катастрофически высок.
Без благодати
– Мы говорили о зависимостях в медицинском смысле, но есть зависимости другого рода…
– Все зависимости лучше всего описаны в «Сказке о золотой рыбке».Сидит старуха на берегу моря, новое корыто надо.Нормальное желание.Появляется корыто – тут же доза начинает возрастать.Избу.Тоже нормально.Потом надо быть боярыней, потом царицей.А когда царицей стала – дальше некуда – надо рыбку унизить.Если бы рыбка и это выполнила, тогда бы старуха сказала: «Хочу уху из золотой рыбки».
Чем больше доза, тем меньше кайфа и больше ломки.И это характерно для любой зависимости: к деньгам, к власти, к веществам.Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала: денежный, чиновный и духовный.Если для человека духовный капитал превыше всего, то он не попадает в зависимость от денег и чинов.
Об этом же говорил Господь: ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится.Беда не в деньгах и не в чинах, а в зависимости.
У Климента Александрийского есть трактат о богатстве, где он пытается определить: много — это сколько? И приходит к выводу, что нет конкретной суммы.Можно попасть в зависимость от малой суммы, а можно от большой.Если есть благодать – ничего не страшно.А нет – нет и иммунитета к зависимости.
Есть такой образ: «Монах может привязаться к одной пуговице и погубить свою душу».
– То есть нормальное состояние для общества, чтобы не попадать ни в какие зависимости, – это аскеза?
– Нет.Нормальное состояние для общества — это стяжание благодати Святого Духа.
Есть много примеров богатых людей, которые были близки Богу.«Что даровано судьбою – пусть вам будет в утешенье.Пусть работает работник, воин рубится в сраженье», – писал Шота Руставели в поэме «Витязь в тигровой шкуре».Кстати, он прославлен в лике святых.
Как в Древней Церкви выбирали епископа? Епископ должен быть мужем одной жены, хорошо управлять своим домом, здравомыслящим, не пьяницей, не склочником.Община наблюдала за человеком и выбирала его в епископы.Они видели, что у него есть иммунитет от всего, его нельзя было ничем испортить, потому что он был трезвомыслящий человек.
Если для человека главным является стяжание благодати Святого Духа, то ему не повредят ни деньги, ни чины.Либо ему деньги и чины не будут нужны, либо с их помощью он сможет делать добрые дела.
– А вещества?
– Человеку, стяжающему благодать, даже если он их попробует, это просто не понравится, потому что он увидит, что благодать уходит или по крайней мере не приближается.
Зависимость от власти
– Считается, что самая большая зависимость возникает от власти.
– В нашей стране власть выше денег, она управляет деньгами.А, например, в Америке деньги управляют властью.
В любом случае, возникает некий круговорот денег и власти.Ты, получив власть, будешь вынужден отчитываться перед теми, кто тебя выбрал, давая деньги.Так возникает коррупция.Это максимально доведенная до абсурда чино-финансовая пирамида, абсолютно безблагодатная.
И назад дороги нет.Уже и радости нет, и остановиться бы надо, а не получится, потому что справа и слева бегут волки, и человек бежит в стае и сам становится волком, чтобы его не затоптали и не сожрали.
Диаконская хиротония Г.И.Григорьева.Источник: www.hram-yukki.ru
– Печальные вещи Вы говорите.Получается, что сейчас настолько бездуховное время, что пороки материальны — даже властолюбие зиждется на сребролюбии.
– А пороки в конечном счете всегда материализуются физиологически.У маньяка выделяются гормоны радости при мучении жертвы, что абсолютно ненормально.
Можно говорить о «физиологии греха» – у грешника меняется организм.Машина нашего тела может быть настроена либо Богом, либо сатаной.А выбираем мы это сами, своей свободной волей.Если человек всем сердцем выберет Бога, Господь может сделать из него святого.
Так что не беспокойтесь о том, что сейчас бездуховное время – чем больше груз зла, тем больше благодати дает Всевышний человеку.Все будет нормально с Россией, если мы только обратимся к Богу.Верю, что это произойдет в ближайшее время, ведь чем темнее ночь – тем ярче светят звезды.
Читайте также:
Редакция портала “Православие и мир”
25 июня 2011 года в Марфо-Мариинской обители милосердия состоялся Всероссийский съезд руководителей реабилитационных центров «Создание национальной системы реабилитации наркозависимых».Как лечить наркоманов? Надо ли вводить уголовную ответственность за употребление наркотиков? Почему церковные реабилитационные центры успешнее светских?