Профилактика наркомании и алкоголизма

Тема статьи: Профилактика наркомании и алкоголизма - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Соавтор: Ялтонский В.М.

В учебном пособии изложены теоретические основы возникновения и развития алкоголизма и наркомании, а также профилактики этих заболеваний; особое внимание при этом уделено практической работе, представлены специальные программы профилактики, способы снижения вреда от употребления психоактивных веществ, основы психологической реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и т.п.

Профилактика наркомании и алкоголизма

Соавтор: Ялтонский В.М.

В учебном пособии изложены теоретические основы возникновения и развития алкоголизма и наркомании, а также профилактики этих заболеваний; особое внимание при этом уделено практической работе, представлены специальные программы профилактики, способы снижения вреда от употребления психоактивных веществ, основы психологической реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и т.п.

Видеокурс «Эффективные психотехники»

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Профилактика наркомании и алкоголизма – Сирота H.A.

Год выпуска: 2003

Автор: Сирота H.A., Ялтонский В.М.

Описание: Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию.Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации.Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно.Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее.В то же время совершенно очевидно, что очень многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.
Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов — не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку.Она оказывается одинокой и психологически беспомощной, ее связи со старшим поколением утрачены.Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными.Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения.
Учебное пособие поможет студентам ориентироваться в вопросах профилактики зависимости от психоактивных веществ, а также сформировать собственный стиль здорового поведения.

«Профилактика наркомании и алкоголизма»

Н.А.Сирота, в.М.Ялтонский

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

среди детей и подростков

Профилактика угрозы девальвации 4

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ.8

Основные понятия и термины 91

Профилактика угрозы девальвации

Доказано: наиболее эффективным путем борьбы с наркоэпидемией является профилактика.Именно она позволяет не допустить приобщения молодежи к наркотикам.Немаловажно и то, что профилактика значительно дешевле лечения и позволяет охватить все слои населения.Именно она является необходимым барьером, сдерживающим эпидемию наркомании и злоупотребления другими психоактивными веществами в большинстве развитых стран мира.

Роль профилактики возрастает и будет возрастать.Несмотря на то, что ряд больных со сформированной химической зависимостью перестал обращаться за медицинской помощью, это не свидетельствует о снижении наркоугрозы.По-прежнему широко распространено потребление опиатов и особенно героина.На российский рынок с уверенностью выходят синтетические наркотики.

Какова же ситуация в области профилактики наркоманий? За последние годы она существенно улучшилась.От декларативного признания необходимости профилактической работы общество переходит к активным действиям.Разрабатываются стратегические подходы, ведутся научные исследования.Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, проводят акции.Сегодня мы можем сказать: внимание общества, наконец, сфокусировалось на проблеме.Профилактика наркоманий в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи, стратегии.

Разработаны методологические основы первичной, вторичной и третичной профилактики наркоманий и алкоголизма.Определены факторы риска, способствующие наркотизации, а также факторы, которые, напротив, обеспечивают устойчивость личности.В профилактике выделены медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии.

Что касается медико-психологических технологий, то они предусматривают систему действий, направленную на развитие личности, способной эффективно развиваться, преодолевать жизненные трудности и проблемы.Социальные и педагогические же технологии связаны с грамотным предоставлением информации, умением заинтересовать идеями здоровой жизни.И, что особенно важно, – формированием социально-поддерживающей системы (обучение родителей, учителей, сверстников, поддерживающему поведению, созданию благоприятного климата).

Разработаны и профилактические программы для детей, подростков и молодежи различных возрастов; для родителей, для учителей.Они апробируются и внедряются в школах и медико-психологических центрах различных городов и областей России.

Однако было бы ошибочным утверждать, что главные задачи решены.Существуют серьезные проблемы, без решения которых профилактика в масштабах страны не может стать эффективной.Прежде всего – действия здесь не носят системного и повсеместного характера.Многие программы, разрабатываемые в различных регионах России, являются недостаточно профессиональными; за их реализацию часто берутся лица, не имеющие специальной подготовки и соответствующего образования.Все это снижает ценность усилий, направленных на сокращение спроса на наркотики.

В профилактическую работу все активнее включаются многочисленные общественные организации.Их деятельность следовало бы поддерживать.Однако в своем большинстве работа этих организаций носит стихийный, а главное, – недостаточно квалифицированный характер.

Важнейший вопрос – об участии средств массовой информации.Мы видим эффективную работу издательского дома «Нарконет».Но, к сожалению, продолжаем сталкиваться и с не профессиональными выступлениями в печати, на радио и телевидении.

Как же следует действовать, чтобы наша отечественная профилактика все же состоялась, не превратилась в ряд формальных мер и призывов? Чтобы поколение наших детей и детей наших детей были защищены от угрозы наркотизации, суицидов, саморазрушения? Что делать, чтобы преодолеть угрозу перерождения и вымирания нашей популяции, наконец?

Попытаемся рассмотреть проблемы по порядку.

Сирота Н.А., Ялтонский В.М.Профилактика наркомании и алкоголизма

В учебном пособии изложены теоретические основы возникновения и развития алкоголизма и наркомании, а также профилактики этих заболеваний; особое внимание при этом уделено практической работе, представлены специальные программы профилактики, способы снижения вреда от употребления психоактивных веществ, основы психологической реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и т.п.
Учебное пособие может быть использовано также врачами общей лечебной сети, которые занимаются профилактикой неинфекционной патологии, врачами-наркологами и психотерапевтами в процессе лечения и реабилитации лиц, зависимых от психоактивных веществ.

Введение
Теоретические вопросы наркомании и алкоголизма

Факторы риска возникновения и развития наркомании и алкоголизма
Концепции риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ
Этиологические концепции аддикции
Я – концепция и формирование зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ
Субъективный контроль и формирование зависимости от наркотиков и алкоголя
Когнитивный компонент поведения и формирование зависимости от алкоголя и наркотиков
Коммуникативные личностные ресурсы и формирование зависимого от алкоголя и наркотиков поведения
Алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества
Легальные и нелегальные психоактивные вещества
Воздействие психоактивных веществ на организм человека
Алкоголь
Никотин
Дикорастущая конопля (каннабис)
Опиоиды
Депрессанты
Галлюциногены
Летучие ингалянты
Новые тенденции в употреблении наркотиков
Формирование зависимости от алкоголя и наркотиков
Формирование зависимости от алкоголя
Формирование зависимости от никотина
Формирование зависимости от наркотиков
Формирование зависимости от опиоидов
Формирование зависимости от стимуляторов
Злоупотребление гашишем
Злоупотребление галлюциногенами
Базовые теоретические концепции профилактики
Теория продвижения к здоровью
Теория мотивации
Теория жизненных навыков
Теория деятельности альтернативной наркотизации
Концепция социальной поддержки
Теоретические основы концептуальной профилактической модели
Развитие стратегии разрешения проблем
Развитие когнитивной сферы
Развитие социально-поддерживающей системы и социально-поддерживающего процесса
Модификация стратегии избегания
Развитие навыков эмпатии, аффилиации и социальной компетентности
Программы профилактики зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ
Виды профилактики
Программы первичной профилактики
Программа вторичной профилактики
Модель профилактического тренинга
Профилактическая работа с детьми и подростками
Профилактика употребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ в семье
Программы третичной профилактики
Снижение вреда от употребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ
Основы психологической реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ
Работа с мотивацией
Профилактика рецидивов
Приложения
Литература

—————————————
Это не просто отсканированные страницы.
Произведено распознование текста, имеется возможность поиска и копирования информации.Нумерация страниц сохранена.

Сирота профилактика наркомании и алкоголизма

Сирота, Н.А.Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский.– 4-е изд., стер.– М.: Академия, 2008.– 176 с.

В учебном пособии изложены теоретические основы возникновения и развития алкоголизма и наркомании, а также профилактики этих заболеваний; особое внимание при этом уделено практической работе, представлены специальные программы профилактики, способы снижения вреда от употребления психоактивных веществ, основы психологической реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и т.п.
Для студентов высших учебных заведений.Может быть полезно врачам общей лечебной сети, которые занимаются профилактикой неинфекционной патологии, врачам-наркологам и психотерапевтам в процессе лечения и реабилитации лиц, зависимых от психоактивных веществ.

Профилактика у подростков алкоголизма и наркомании

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения.Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро.Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает.При этом зависимые становятся все более молодыми.С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Опасность алкоголизма и наркомании

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму.Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма.Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам.Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании.Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему.Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера.Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

Направленность мероприятий

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности.Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику.Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее.Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичная профилактика

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска.Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества.Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек.Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий.Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов.Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичная профилактика

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка.Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах.Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании.Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Методы борьбы с зависимостью подростков

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии.Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы.Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних.Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма.Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Рекомендации родителям

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами.Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям.Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним.Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать.Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение.Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения.Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться.Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей.И главное, родители должны служить примером своему ребенку.Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Группа риска

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества.Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет.Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи.По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами.Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя.Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями.Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике.Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей.Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его.Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

Решение проблемы

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя.Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках.Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения.Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам.Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях.При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело.Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний.Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно.Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал.Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база.В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков.Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям.Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание.Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

Профилактика наркомании и алкоголизма

Купить в магазинах:

При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
Подробнее об акции

Авторы: Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский

В учебном пособии изложены теоретические основы возникновения и развития алкоголизма и наркомании, а также профилактики этих заболеваний; особое внимание при этом уделено практической работе, представлены специальные программы профилактики, способы снижения вреда от употребления психоактивных веществ, основы психологической реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и т.п.

Для студентов высших учебных заведений.Может быть полезно врачам общей лечебной сети, которые занимаются профилактикой неинфекционной патологии, врачам-наркологам и психотерапевтам в процессе лечения и реабилитации лиц, зависимых от психоактивных веществ.Обо всём этом и не только в книге Профилактика наркомании и алкоголизма (Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский)

Глава 12.Профилактика зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский

Проблема профилактики злоупотребления психоактивными веще­ствами до настоящего времени остается одной из наиболее актуальных проблем наркологии.Неуклонный рост наркотизации и алкоголизации населения всего мира свидетельствует о необходимости интенсивной разработки новых современных концепций, отвечающих требованиям времени и условиям социальной среды.

Профилактика зависимости от НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХО­ТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ представляет собой стратегии, направленные либо на снижение влияния факторов риска заболевания наркоманией, ток­сикоманией или алкоголизмом, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к этим болезням.Определенные жизненные обстоятельства могут либо способствовать, либо препят­ствовать началу употребления психоактивных веществ.Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем нар­котиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ.Обстоятельства, достоверно снижающие эти шансы, называ­ются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ.Факторы риска нередко спе­цифичны для определенных возрастных и этнических групп, для опре­деленной общественной среды и могут зависеть от вида употребляе­мого психоактивного вещества (ПАВ).Ими могут быть:

– проблемы физического и психического здоровья;

– рождение и воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией,

– регулярное общение со сверстниками, употребляющими наркотики, отсутствие устойчивости к давлению сверстников;

– личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная само­оценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие со­циальных норм, ценностей и т.д.);

– ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;

– высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низ­кий уровень доходов в семье;

– неспособность освоить школьную программу, прогулы в школе;

– проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками,

Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:

– семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теп­лые, близкие отношения с членами семьи;

– средний и высокий уровень доходов в семье, адекватная обеспечен­ность жильем;

– высокое качество медицинской помощи;

– низкий уровень преступности в населенном пункте, регионе;

– доступность служб социальной помощи;

– высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие,

– высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;

– соблюдение норм общества в употреблении психоактивных веществ.

Становится очевидным, что профилактика имеет перед собой цель

усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления ПАВ и уменьшить выраженность факторов риска формирования зависимости от них.Нет единственного фактора, который бы способствовал началу употребления психоактивных веществ конкретным человеком.В процес­се жизни на индивида воздействуют совокупности как факторов риска, так и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных свя­зей с формированием зависимости от ПАВ.

В мире существует определенные отработанные подходы к проведе­нию профилактического воздействия в зависимости от уровня пробле­мы.Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемир­ной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее их не употреблявшими.Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи.Первичная профилактика стремится умень­шить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных ве­ществ является избирательной.Она ориентирована на лиц, у которых уже отмечены эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии.Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возник­нуть (профилактика для групп риска) либо когда оно уже возникло, но ещё не достигло пика своего развития.

Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентиро­вана на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ.Тре­тичная профилактика типа “А” направлена на предупреждение дальнейше­го злоупотребления психоактивными веществами больными либо на умень­шение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости.Третичная профилактика типа “Б” (именуемая также четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболева­ния у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества.

Разработка и апробация различных программ профилактики нарко­тической зависимости среди детей, подростков, молодежи становится все более актуальным научным направлением во всем мире, в том чис­ле и в России.Однако формирование эффективных профилактических стратегий происходит с большими трудностями.Многие авторы обзо­ров действующих профилактических программ приходят к заключению о том, что результаты их внедрения не являются оптимистичными (МозкодаИг ХМ., 1981; Мозколл1г ХМ., 1983).Это связано с нескольки­ми причинами: недостатком теоретически строго обоснованных моде­лей, отсутствием достаточного количества апробированных технологий, неточным определением предмета (объекта) воздействия и т.д.

Существенный прогресс в области профилактики наркомании обес­печивается разработкой подходов, сфокусированных на понимании про­филактики как превенции, учитывающей, прежде всего психосоциаль­ные и личностные факторы, препятствующие началу наркотизации (Нодаагс! и., 1997) Анализ содержательной стороны различных подходов имеет не только теоретический, но и практический интерес.

1.Подход, основанный на распространении информации о наркотиках

Данный подход является наиболее распространенным типом профилак­тических стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информа­ции о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребле­ния (Володин В.Д., ИванецН.Н.,ПелипасВ.Е., 1999; ИванецН.Н., 1997; Пет­ракова Т.И., 2000; Романова О.Л., 1997;Ялтонский В.М., Сирота Н.А., 1996) Обучающие программы ориентированы на познавательные и когнитивные аспекты принятия решения как особенно важные в поведенческом плане Имеется в виду, что повышение качества знаний об употреблении пси­хоактивных веществ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения (ЗсЬарз Е., 1982; ЛЛШатз Р., 1985).

Существуют три различных варианта информационного подхода: 1) пре­доставление частичной информации о фактах влияния употребления нар­котиков на организм, поведение, а также статистических данных о распро­страненности наркоманий; 2) стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой – предоставить устрашающую информацию, описывая не­приглядные и опасные стороны употребления наркотиков; 3) предостав­ление информации об изменениях личности, наблюдающихся у людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных.

В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств.Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающихся, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления алкоголя и наркоти­ков.Большинство этих программ не включают в себя задач, направленных на реальное изменение поведения (Ялтонский В.М, Сирота Н.А, 1996, МозкожИгХМ., 1983), недостаточно интенсивны и краткосрочны.

8 отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения.Знакомство с массовой алкоголизацией взрослого населения, растущей наркотизацией явно противоречит не­гативной информации об употреблении алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в глазах подрастающего поколения.Отечествен­ные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого са­нитарного просвещения как низкую (Володин В.Д, Иванец Н.Н., Пели – пасВ.Е., 1999; ИванецН.Н.1997; Петракова Т.И., 2000; Сирота Н.А., 1994; Сирота Н.А., Ялтонский В.М.,1996).Однако, на наш взгляд, преждевре­менно полностью отказываться от указанного метода.Необходимо из­менить его традиционную ориентацию на негативные аспекты различ­ных факторов риска в сторону упора на сознательно формируемые воз­можности приобретения знаний и навыков, обеспечивающих здоровье.Данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, экономических и социальных условий, характерных для «фокусных» групп населения, ориентироваться как на индивида, так и на отдельные конкретные контингенты, слои, общество в целом.

2.Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении

Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индиви­да, его навыках их распознавать и управлять ими (Ялтонский В.М., Си­рота Н.А., 1996; ВоМп ОЫ., 1995).Аффективное обучение базируется на учете того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмо­ций, выявляющих личностные факторы риска – низкую самооценку, сла­бо развитые навыки принятия решений.В рамках этой концепции выде­ляются следующие цели: повышение самооценки; определение значи­мых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выра­жения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом.Основная часть данной модели стала центральным компонентом популярных в настоящее время про­грамм развития «жизненных навыков» (Романова О.Л., 1997).

3.Подход, основанный на роли социальных факторов

Профилактические стратегии, нацеленные на социальные факторы, способствующие вовлечению в употребление наркотиков, основывают­ся на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важ­ную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу наркотизации.Данный подход базируется на теории социального на­учения А.Бандуры (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1994; 1995; 1996), ут­верждающей, что поведение индивида постепенно формируется в ре­зультате позитивных и негативных последствий его собственного пове­дения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующе­го поведения окружающих (родителей, других родственников или зна­чимых лиц из ближайшего окружения).

Важнейшим фактором развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний.В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированных воздействий, направленных на предотвращение действия значимых негативных факго – ров, таких, например, как социальное давление.Программы профилакти­ки основываются на определении структуры сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг устойчивости к социальному давлению; «прививки» против воздействия средств массовой информации, информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррек­ция нормативных ожиданий.Программы такого рода включают в себя раз­личные компоненты; однако не существует единой стройной системы со­циального влияния, исчерпывающим образом раскрывающей механизмы приводящие к употреблению наркотиков.Преимущественными способа­ми в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, технологии усиления определенных видов социального влияния и т.д.

Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или «отодвигая» начало употребле­ния наркотиков.Исследователями отмечается успешное влияние ука­занного подхода на прекращение многими подростками курения, под­черкивается важная роль формирования системы позитивных лидеров – сверстников (Ялтонский В.М., Сирота Н.А.1996).

4.Подход, основанный на формировании жизненных навыков

Жизненные навыки – это те навыки личного поведения и меж­личностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду.Дан­ный подход базируется на понятии изменения поведения.

Теория социального научения А.Бандуры (цит.по ВоМп 0.0., 2000) и теория проблемного поведения Р.Джессора (цит.по ВоЪлп С.Х, 2000) являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, при близиться к пониманию причин возникновения зависимости от нарко­тиков, а, с другой стороны, создать потенциально эффективные профи­лактические стратегии.Первая теория связывает данный подход с на­правлением социальных влияний, вторая – с социально-психологичес­ким направлением, учитывающим проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая употребление наркотиков, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д.

Проблемное поведение – такое, как употребление наркотиков, – рас­сматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей.С точки зрения кон­цепции Р.Джессора, начальная фаза употребления наркотиков, наблюда­ющаяся преимущественно в подростковом возрасте, может быть: демон­страцией взрослого поведения; формой отчуждения от родительской дис­циплины; выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды; «инструментом» эксперимента; стремлением получить новый, ранее не познанный опыт; поиском удовольствия или расслабле­ния; «открытием двери» в группу сверстников; средством приобщиться к определенному жизненному стилю; сигналом потребности в помощи в си­туации конфликта, напряжения; результатом давления со стороны соци­альной среды; актом отчаяния; ответом на определенные нарушения в пси­хологическом и социальном развитии.Исследователи описывают большое количество таких субъективных побуждений и четко устанавливают один факт: обусловленное ими употребление наркотиков становится основным фактором в повседневном поведении подростков и молодых людей.Имен­но поэтому, с точки зрения К Харрельмана (цит.по Во№п 0.0.), они нужда­ются в приобретении умения противостоять вовлечению в употребление наркотиков, будучи некомпетентными в других формах социального «раз­говора» со средой, и рассматривают психоактивные вещества как неотъем­лемую часть среды (цит.поСиротаН.А., 1994).

Впервые программа развития жизненных навыков была разработана Д.Ботвиным; цель ее заключалась в повышении у подростков устойчивос­ти к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению нар­котиков, в повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам.В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают, в основном, три области: информация и социальная устойчивость; разви­тие ряда личностных и поведенческих навыков; обучение различным соци­альным навыкам (навыки коммуникации, налаживания социальных контак­тов, отказа, отстаивания своей позиции) (ВоМп б.и.,1995; 2000).

Реализация данного подхода в российской практике привела к созда­нию на основе базовых программ ЫТе ЗкШз 1п1егпа1юпа1 пособия по пер­вичной профилактике зависимостей для общеобразовательной школы, внедрению в нескольких школах Москвы адаптированных программ ан – тинаркотического обучения.По сравнению с другими подходами модель программ развития жизненных навыков оценивается исследователями как имеющая шансы быть успешной, однако социально-психологичес­кие и культуральные особенности России требуют поисков более углуб­ленного профилактического подхода (Романова О.Л.).

5.Подход, основанный на альтернативной потреблению наркотиков деятельности

Сторонники данного подхода предполагают, что субъективно зна­чимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголиза­ции, способствует уменьшению распространения случаев разви­тия зависимости от наркотиков и алкоголя.Сформировав позитив­ную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целе­сообразной активности.

Впервые концепция поведенческой альтернативы наркотизации была сформулирована в США в 1972 году Дохнером (цит.по Ялтонский В.М., Сирота Н.А.; 1996) и базировалась на следующих позициях: 1 Психологи­ческая зависимость от наркотиков является результатом ее заместитель­ного эффекта; 2) многие формы поведения, направленного на поиск удо­вольствия, являются результатом изменения настроения или сознания личности; 3) люди не прекращают использование психоактивных веществ, улучшающих настроение, или поведение, направленное на поиск удоволь­ствия, до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее; 4) альтернативы наркотизации являются еще и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к самораз – рушающему поведению.Данная концепция акцентирует внимание на важ­ной роли среды и ориентируется на развитие специфической позитив­ной активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков.Аме­риканскими исследователями подчеркивается необходимость формиро­вания направленности на развитие информированной личности, значи­мых интерперсональных связей, профессиональных навыков, эстетичес­ких установок, творческого и интеллектуального опыта, социально-поли­тической вовлеченности.В Германии подобное направление было раз­вито Силберейсеном и сотрудниками (цит.по Ялтонский В.М., Сирота Н.А.; 1996), причем упор делался на выработку «функционального эквивален­та» как ключевой позиции каждой профилактической стратегии.Предла­галось исходить из психологической модели употребления наркотиков, основывающейся на понимании того, что употребление наркотических веществ является попыткой преодоления негативных моментов различ­ных фаз развития в жизни молодого человека.

В настоящее время можно выделить четыре варианта программ, кото­рые основываются на модели поведенческой альтернативы употребле­нию наркотиков.К ним относятся: 1) предложение специфической пози­тивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различ­ного рода препятствий; 2) комбинация специфических личностных по­требностей со специфической позитивной активностью; 3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности; 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жиз­ненной позиции.

Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных ус­пехах или неудачах.Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска аддиктивного и других форм отклоняющегося поведе­ния

6.Подход, основанный на укреплении здоровья

Укрепление здоровья (йеаИЬ рготоИоп) – это процесс, помогаю­щий индивидам и общественным группам усилить контроль над оп­ределенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его.В настоящее время «укрепление здоровья» является неким объе­диняющим понятием и отражает «примирение» человека с окружающей средой.Оно сочетает в себе личный выбор и социальную ответствен­ность, что ведет к улучшению здоровья в будущем.Идея, основываю­щаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у каждого чле­на общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а также требование вмешательства в окружающую среду для усиления влияния факторов, благоприятных для здоровья, составляют концептуальную основу данного подхода.Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: “Делать здоровый выбор максимально доступным» (ЕМСРОА ЗаепШю МоподгарН Зепез № 2; 1998; А/НО Редюпа! СШюе Тог Еигоре СорепНадеп, 2000)

Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность.В этом контексте наибольшее значение приобретают защитные факторы здоровья – в контрасте с концепцией факторов риска, которая учитывает состояние личности и среды, влия­ющее на развитие болезни.Основной целью программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здо­ровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассмат­ривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личнос­ти.(МозкотИг О.М., 1983) Таким образом, программы укрепления здо­ровья ориентируются на изменение личности и среды, поскольку важ­ность социальной и культурной ситуации для их реализации очевидна.

Группы, в которых проводится обучение здоровью, преимуществен­но охватывают учащихся, поскольку в контексте школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование.Кроме того, ра­бота проводится с микросредой – семьей, общностью, в которой живет ребенок.Таким образом, концепция укрепления здоровья интегрирует школьную среду и связанные с ней группы взрослых.Она подразумева­ет изменение типа и структуры школьного образования.Действия на ее основе рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате уси­ления личностных ресурсов и готовности людей использовать их.

7.Интегративный подход

Данный подход представляет собой варианты комбинаций профилак­тических стратегий (компонентов), применяющихся для реализации выше перечисленных подходов.Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонап­равленных профилактических стратегий.Составными компонента­ми интегративных профилактических программ часто являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков (разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, противостояния давлению употребить психоактивные вещества и защи­ты себя и других сверстников в ситуациях связанных с возможным их употреблением (Сирота Н.А., Цетлин М.Г., Ялтонский В.М., Зыков О.В., Пелипас В.Е., 2001).Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные меропри­ятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведе­ния и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегра­тивных профилактических программ.

Таким образом, анализ современных подходов к профилактике по­требления наркотиков детьми, подростками, молодежью показывает их недостаточную эффективность в современных условиях.Необходима разработка новых концептуальных ее основ.Решение данной пробле­мы вряд ли возможно без понимания того, какие личностные и средо – вые ресурсы помогают сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями среды, в том числе – преодолевать искушение наркоти­зации.

Концептуальные модели профилактики наркоманий и токсикоманий

Постоянные и непрекращающиеся перемены, происходящие в любом обществе, развитие знания и науки делают невозможным создание уни­версальной концептуальной модели профилактики наркоманий и ток­сикоманий.Требуется непрерывное обновление и усовершенствова­ние профилактических подходов.Тем не менее, существует ряд обще­признанных концептуальных моделей, позволяющий ориентироваться в методологической базе различных профилактических программ.

1.Трансакциональная модель превенции А.Дж.Самероффа

Данная модель предполагает, что поведение человека детерминиру­ется характеристиками индивида и среды, в которой индивид функцио­нирует.Автор модели полагает, что индивидуальные характеристики человека проявляются только при действии специфических состояний среды.На жизненное личностное пространство, психологический, по­веденческий статус влияют контекстуальные факторы, которые сами по себе подвластны влиянию индивида.Результаты взаимодействия меж­ду личностью и средой описываются в терминах “трансакций”.Цель модели – показать, что возможность понять и предвидеть результаты поведения человека зависит от идентификации, анализа и понимания таких трансакций.Это понимание важно для возможности предупредить и контролировать причины наркотизации, детских и подростковых пси­хосоциальных расстройств.Трансакциональная модель показывает, что риск расстройств может быть вызван тремя причинами: а) характерис­тиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции расстройств,

б) характеристиками среды, воздействующей на индивида; в) специфи­ческими комбинациями индивидуальных и средовых характеристик.

Вместе эти элементы способствуют последовательности событий, ко­торые включаются в функциональное или дисфункциональное поведение Такие последствия рассматриваются как “этиологические изменения”, оп­ределяющие эмоциональные и поведенческие исходы, которые превен­тивные усилия позволяют избежать.Модель рассматривает развитие ре­бенка как продукт динамических интеракционных состояний и опыта, ко­торый он получает в процессе функционирования в семейной и социаль­ной среде.

Трансакциональная модель предполагает, что уровень риска психо­социальных расстройств различен во времени, поскольку индивид и среда не всегда находятся в равновесии.Когда в какой-то определен­ной точке равновесие между средой и индивидом нарушается, поведе­ние и эмоциональная сфера личности дестабилизируются, уровень рис­ка возникновения психосоциальных расстройств повышается.Р.Белл считает, что индивидуальные, семейные или средовые обстоятельства в ряде случаев, позволяют защитить личность от возникновения психо­социальных расстройств и помогают уменьшить влияние факторов риска наркотизации (Сирота Н.А , 1994; Ялтонский В.М., 1995).

2.Модель антисоциального поведения Г.Паттерсона

Модель базируется на трансакциональной концепции и исходит из того, что в процессе развития детей существуют периоды “несогласованной” активности.В том случае, когда взрослые неуместно стремятся дисцип­линировать детей, они создают контекст, в котором ребенок усиленно обучается принудительному поведению.Родители, постоянно чрезмер­но следящие за детьми, контролирующие их действия, требующие вы­полнения строгих дисциплинарных установок, снижают позитивные уси­лия ребенка, уменьшают для себя вероятность вовлеченности в общение с ребенком.В ответ на действия родителей у ребенка развивается про – тестное поведение, выражающееся в плаче, криках, стремлении пере­дразнивать воспитывающих лиц, воплях, визге.Такое поведение вызы­вает у родителей негативный ответ, который усиливает поведенческие нарушения, переходящие в открытую агрессию, включая физическую.Когда протестное поведение проявляется часто и интенсивно, а дисцип­линарные требования чрезмерны и неуместны, ребенок усваивает ригид­ные поведенческие стереотипы, которые будут использоваться им в об­щении со сверстниками и в школе.Одновременно процесс обучения ла­бильным, более гибким, подвижным поведенческим стратегиям затор­маживается.Когда протестное поведение используется при общении со сверстниками и в школе, на него неизбежен агрессивный или избегаю­щий ответ.Результатами этого являются снижение самооценки и плохая успеваемость, формируются негативные трансакции, следствием кото­рых оказывается антисоциальное поведение (Сирота Н.А., 1994).

3.Модель “Превентивных буферов” Н.Гемези и М.Роттера

Гемези и Роттер(цит.по Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1996) выдвину­ли гипотезу о “превентивных буферах” или позитивных факторах, кото­рые способствуют снижению чувствительности к стрессу и развитию адаптивного поведения.В качестве примера превентивного буфера ча­сто приводят социальную поддержку (Ялтонский В.М., 1995).Разработка концептуальных моделей профилактики

Описанные зарубежные превентивные модели широко используют­ся на практике.Однако существующие культурные, этнические и соци­ально-психологические различия между странами создают определен­ные трудности при решении задачи их успешной адаптации в России.Необходима разработка отечественной методологии профилактики.

Основой для создания предлагаемой концептуальной модели профи­лактики наркоманий и токсикоманий послужили исследования различ­ных групп детей, подростков и взрослых: условно здоровых – без выра­женных факторов риска психосоциальной дезадаптации; с аддиктивны – ми формами поведения; лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков (Си – ротаН.А, Ялтонский В.М., 1994; 1995; 1996; 2001).

В этой связи определяются задачи, технологии и методы профилак­тической деятельности.

Задачи профилактической деятельности:

1.Формирование мотивации на эффективное социально-психологи – ческое и физическое развитие.

Исследователями установлено, что формирование у человека пози­тивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый об­раз жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупот­ребления психоактивными веществами.

2 Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку “значимого дру­гого”.Такая возможность есть не у всех.Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказа­ние помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости.Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы без употребления наркотиков.

3.Развитие протективных факторов здорового и социально-эффек – тивного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения.

Люди, эффективно использующие поведенческие стратегии, имею­щие развитые физические, психические, личностные ресурсы и соци – ально-поддерживающее окружение, оказываются более защищенными перед лицом стрессовых факторов.У них уменьшается вероятность формирования зависимости от наркотиков.

4.Формирование знаний и навыков в области противодействия употреб­лению наркотиков у детей школьного и дошкольного возраста, родителей и учителей, в организованных и неорганизованных группах населения.

Информирование людей о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, о способах избегания ситуаций соприкос­новения с наркотиками и отказа от их применения, о вариантах поисков помощи в случаях возникновения проблем, связанных с ними, в сочета­нии с развитием ресурсов, стратегий и навыков адаптивного поведения помогают формированию жизненного стиля, ведущего к здоровью.

5.Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм по­ведения.

Подобная работа проводится с представителями групп риска или ли­цами с уже сформированной зависимостью, а также с членами их се­мей.Для того чтобы люди захотели изменить свое поведение, необхо­димо сформировать у них активное желание, решимость и готовность – то есть мотивацию на изменение.Решать эту задачу помогают краткос­рочные и длительные профилактические мотивационные акции.

6.Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Эта задача предполагает работу с лицами, употребляющими наркоти­ки.Прежде чем стать на путь выздоровления, человек, зависимый от нар­котиков, алкоголя или других психоактивных веществ, проходит длинный, тернистый путь: от осознания своих подлинных чувств, преодоления пси­хологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения дезадаптивных форм поведения на более адаптивные.

7.Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых.

Любой человек должен иметь возможность получить помощь социаль­но-поддерживающего окружения.Поэтому, если он одинок и у него нет естественного социально-поддерживающего окружения, необходимо со­здание структур, которые могут оказывать поддержку.Для этого необхо­дима подготовка субспециалистов, волонтеров – сверстников и взрослых, имеющих навыки социально-поддерживающего и адаптивного поведения.

8.Поощрение стремления к прекращению употребления психоактив­ных веществ и минимизация вреда от такого употребления.

Это – работа с теми, кто уже употребляет наркотики.В данном случае усилия направляются на формирование желания уменьшить и прекра­тить их употребление.

9.Формирование мотивации на изменение поведения у труднодос­тупных для контактов подростков и взрослых, употребляющих наркоти­ки и другие психоактивные вещества.

Решение этой задачи требует разработки различных технологий.Од­нако главные из них – социальные: развитие безопасной и доступной системы помощи зависимым лицам, многоуровневой системы их соци­альной поддержки и ресоциализации.

Технологии профилактики можно условно подразделить на педагоги­ческие, социальные, медико-психологические и медико-биологические.Медико-психологические технологии первичной профилактики

Цель этого вида технологий – адаптация к требованиям соци­альной среды, формирование и развитие социальной и персональ­ной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, высоко функционального жизненного стиля.

Их осуществлением могут заниматься специально обученные специ­алисты в области профилактики.В их основе лежат знания и умения, связанные с медико-психологическими формами работы с населением (психотренинговая работа).

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики

Цель данного вида технологий – предоставление объективной ин­формации о наркотиках и психоактивных веществах, их действии на психику и организм человека, последствиях употребления и о возмож­ной помощи при возникновении проблем, связанных с ними; мотива­ция на здоровый образ жизни; создание сетей социальной поддерж­ки.Данная цель может быть достигнута посредством специального образо­вания, которое может осуществляться разнообразными способами: с по­мощью системного обучения детей и подростков, родителей, специалистов и волонтеров, которые в дальнейшем смогут работать с населением.

Кроме того, очевидна необходимость повышения уровня знаний ру­ководителей и работников здравоохранения и образования, средств массовой информации, политических и государственных деятелей.

К социальным и педагогическим технологиям также относятся: аль­тернативные программы проведения досуга молодежью и другие фор­мы молодежной активности; создание социально-поддерживающих си­стем (общественных и государственных); мотивационные акции, направ­ленные на формирование здорового образа жизни и прекращение нар­котизации; создание института социальных работников и волонтерства.Медико-психологические и психотерапевтические технологии вторичной профилактики

Цели данных технологий:

1.Осознание и преодоление барьеров (когнитивных, эмоцио­нальных и поведенческих), препятствующих пониманию необхо­димости изменения форм собственного поведения.

Люди, употребляющие наркотики, обычно не умеют осознавать свои эмоциональные проявления.Поэтому достаточно сложной задачей для них является аффективное обучение (обучение способности проявлять и осознавать эмоции).Только после того, как человек сможет осознать свои истинные чувства, он приходит к мысли о том, что наркотики ме­шают ему нормально жить, и может принять решение о необходимости изменения своего поведения в направлении продвижения к здоровью.Когнитивные барьеры

Когнитивные барьеры мешают человеку адекватно осмысливать жиз­ненные ситуации.В распоряжении потребителя психоактивных веществ имеется целый арсенал когнитивных уловок, мифов, защитных механиз­мов, направленных на самообман, создание иллюзорно-компенсатор­ной субъективной действительности.Человек начинает жить в несуще­ствующем в реальности мире.Ему кажется, что он может контролиро­вать ситуацию, управлять ею.На самом деле – реальность другая.Это – формирующаяся или уже сформировавшаяся зависимость от психоак­тивных веществ.Поэтому столь важен процесс преодоления когнитив­ных барьеров, который приводит к переосмыслению ситуации, к осоз­нанию, что выбранный путь ведет к заболеванию.

После переосмысления ситуации человек становится способным ина­че воспринимать свое поведение.Он приходит к осознанию факта, что используемые формы поведения разрушают его самого и жизнь окру­жающих людей.

2.Изменение нарушенных, дезадаптивных форм поведения.

После того, как индивид преодолел эмоциональные и когнитивные ба­рьеры, у него формируется мотивация на изменение своего эмоциональ­ного и когнитивного реагирования, форм своего поведения и собствен­ной жизни.

3.Развитие здоровых, адаптивных форм поведения.

Эту задачу можно осуществить при помощи психотерапевтических и психокоррекционных тренингов, направленных на развитие ресурсов лич­ности и социальной среды, обучение навыкам преблем-преодолевающего поведения, резистентности к давлению наркоманической среды.Социальные технологии вторичной профилактики

Цель этих технологий – психосоциальная адаптация.Их осуществ­ление происходит путем формирования и развития мотивации на выздо­ровление, на полный отказ от употребления психоактивных веществ.Эта задача может решаться не только при помощи медицинских (психолого­психотерапевтических), но и посредством социальных технологий.

К социальным технологиям относятся:

1.Воздействие социальной средой, подготовка и включение в работу психотерапевтической группы консультантов (из числа выздоравливающих больных): Бывшие потребители наркотиков могут наиболее успешно со­здать постоянно функционирующее мотивационное поле, ориентирующее членов группы на прекращение употребления психоактивных веществ.Че­ловеку, прекратившему употребление наркотиков, необходимо постоянное формирование мотивации на изменение себя и своего взаимоотношения с социальной средой.В противном случае рецидив неизбежен.

2.Развитие и формирование навыков проблем-преодолевающего поведения.

3.Формирование социально-поддерживающего поведения и созда­ние социально-поддерживающей среды (12-ти шаговые программы, группы “Анонимные алкоголики”, “Анонимные наркоманы”).Медико-биологические технологии вторичной профилактики

Цель этих технологий – нормализация нарушенного физического и психического развития, биохимического и физиологического функцио­нирования.

Технологии третичной профилактики

Технологии третичной профилактики также условно можно подраз­делить на медико-психологические(психотерапевтические), социаль­но-педагогические и медико-биологические.

Главными задачами третичной профилактики являются профилакти­ка рецидивов и психосоциальная адаптация.

Организационные основы профилактики

Принципы построения профилактических программ

Для создания профилактических программ необходимо четко пред­ставлять принципы, по которым строится профилактическая актив­ность.

1.Принцип системности.

Этот принцип предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуаль­ной социальной и наркотической ситуации в стране.

2.Принцип стратегической целостности.

Этот принцип определяет единую стратегию профилактической дея­тельности, обуславливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.Подход к профилактике должен быть стратегически целостным.

3.Принцип многоаспектности.

Предполагает сочетание различных аспектов профилактической де­ятельности: личностно-центрированного, поведенчески-центрирован – ного, средо-центрированного.Личностно-центрированный аспект – это система воздействий, направленных на позитивное развитие ресурсов личности.Поведенческий аспект – целенаправленное формирование у детей и взрослых прочных навыков и стратегий адаптивного поведения.Средо-центрированный аспект – формирование систем социальной поддержки (т.е.системы социальных институтов, направленных на про­филактическую и реабилитационную активность).Эта система может быть организована в отдельном округе, районе, городе, регионе и дол­жна носить цельный характер.

4.Принцип ситуационной адекватности профилактической деятель­ности.

Означает соответствие профилактических действий реальной соци­ально-экономической, социально-психологической и наркологической ситуации в стране.

5.Принцип динамичности.

Предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамич­ности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности.

6.Принцип солидарности.

Означает солидарное межведомственное взаимодействие между го­сударственными и общественными структурами с использованием си­стемы социальных заказов.

7.Принцип легитимности.

Предполагает реализацию целевой профилактической деятельности на основе принятия ее идеологии и доверительной поддержки большин­ством населения.

Профилактические действия не должны нарушать права человека.

8.Принцип полимодальности и максимальной дифференциации.

Предполагает гибкое применение в профилактической деятельности

различных подходов и методов, а не центрирование только на одном методе или подходе.

Основные стратегии и направленность профилактических программ

Для построения профилактических программ важно понимать, на ка­кую категорию населения направлено профилактическое воздействие, каковы его временные рамки, ориентировано ли оно на личность или среду, ее окружающую, и в какой форме это происходит.Учитывая все эти факторы, можно определять основные стратегии работы.

Стратегии профилактического воздействия:

1.Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицин­ских и медико-социальных учреждениях.Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.

2.Профилактика, основанная на работе в школе, создание сети здо­ровых школ или включение программы обучения здоровью во всех шко­лах.

3.Профилактика, основанная на работе с семьей.

4.Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.

5.Профилактика с помощью средств массовой информации.

7.Профилактика, направленная на группы риска в неорганизованных коллективах – на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорны­ми детьми.

8.Систематическая подготовка специалистов в области профилак­тики.

9.Массовая мотивационная профилактическая активность.

10.Краткосрочные или долговременные профилактические акции среди детей, подростков и других групп населения, направленные на формирование мотивации продвижения к здоровью или изменение де­задаптивных форм поведения на адаптивные.

В зависимости от времени воздействия профилактические програм­мы делятся на 3 категории:

1.Постоянно действующие;

2.Систематически действующие;

3.Периодически действующие.

1.Постоянно действующие программы

Это модель профилактики, действующая постоянно в каком-либо оп­ределенном месте, например, на базе определенных школ, где прово­дятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, учителями.Также осуществляется подготовка субспециалистов (лиде – ров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, лидеров-родителей), которые будут осуществлять постоянную профилактическую активность.

2.Систематически действующие программы

Эта модель предполагает проведение регулярных систематических профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный про­межуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год и т.д.).

^Периодически действующие программы

Это профилактическая активность, которая проводится периодичес­ки и не имеет системы.Например, проведение мотивационных акций, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни.Подобные акции имеют успех и для некоторых лиц могут оказаться поворотным пунктом начала новой жизни без психоактивных веществ.К таким акциям воз­можно привлечение в команду профессионалов “выздоравливающих за­висимых” – лиц, имеющих в прошлом опыт употребления психоактив­ных веществ, поскольку они способны собственным примером убедить людей в превосходстве здорового стиля жизни.Обязательным являет­ся предварительное обучение этих людей.

Программы когнитивного обучения рассчитаны, прежде всего, на де­тей в возрасте от трех до шести лет и детей младшего школьного возраста Они отличаются повышенной эффективностью.Суть этих программ заклю­чается в обучении детей принятию адаптационных решений, ответственно­сти за собственное поведение и осознанности поведенческого выбора.

В основе программ аффективного обучения заложена идея необ­ходимости работы с эмоциями и системой эмоционального регулиро­вания.По мнению авторов этого направления, переживаемый в подро­стковом возрасте кризис идентичности может спровоцировать поведен­ческие расстройства, в том числе и зависимость от психоактивных ве­ществ.Цель данных программ – научить детей и подростков регулиро­вать эмоции, не прибегая к формам саморазрушающеК) поведения.

Программы интерперсонального обучения являются попыткой предупредить у подростков возможность злоупотреблёния психоактив­ными веществами путем развития адекватного представления о себе, понимания своих ощущений и интерперсональных связей, обучения на­выкам принятия решений и коммуникативной компетентности.

Программы поведенческого обучения или поведенческой моди­фикации основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения устойчивости к употреблению табака, алкоголя, наркотиков, к включению в антисоциальные компании.Человек, обученный опреде­ленным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффек­тивным, у него повышается самоуважение.Эти программы учат детей на осознанном или неосознанном и даже механическом уровне отказы­ваться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препа­ратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми.

Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о том, что альтернативная алкоголизации, наркотизации, делинквен­тности и т.д.активность подростков способствует их переориентации.Это – всевозможные формы занятости молодежи, рискованные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др Наш опыт анализа таких программ говорит об их высокой эффективности.

Общественные программы подразумевают получение эффекта профилактического воздействия через средства массовой информа­ции – радио, телевидение, газеты, журналы, через афиши и плакаты, поч­товые открытки, лекции, конференции, встречи, книги, фильмы, видео­ролики.Цель этих программ – увеличение информации о последствиях употребления алкоголя, табака и наркотиков.Они призваны действовать на установки, касающиеся употребления психоактивных веществ, а так­же на социальные и средовые факторы, поддерживающие установки в отношении изменения поведения.

Программы, сфокусированные на школе, включаются в нацио­нальную политику образования и представляют собой уроки в школьных классах, посвященные обучению здоровому поведению, предупрежде­нию ВИЧ-инфекций, ранней беременности, курения табака, употребле­ния наркотиков и алкоголя.Современные школьные программы усовер­шенствованы и не полагаются на тактику испуга.Исследования показы­вают, что знания лучше усваиваются, если они не вызывают сильного стра­ха и воспринимаются в ситуациях доверительной коммуникации.

Программы улучшения взаимодействия между учителями и школьниками включают тренинг учителей с целью создания социально – поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и Я-концеп – цией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.

Программы, сфокусированные на семье.Специалисты признают особую важность роли семьи в процессе профилактики зависимости.В настоящее время развивается ряд сфокусированных на семье профи­лактических программ, которые показали свою эффективность: про­граммы тренинга родителей, развития семейных и социальных навыков у детей и родителей, формирования семейного копинг-поведения.

Программы создания групп социальной поддержки.Следующим направлением превентивной профилактической активности является создание групп социальной поддержки лидеров-сверстников, лидеров – родителей и лидеров-педагогов, групп само – и взаимопомощи.В оди­ночестве трудно преодолеть сложную кризисную ситуацию.Если у ре­бенка отсутствует социальная среда, способная поддерживать его, та­кую среду необходимо создавать.

Мультикомпонентные программы учитывают индивидуальные и сре­довые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.).Мультикомпонентный превентивный подход является наиболее перспектив­ным, поскольку установлено, что эффективность программ прямо про­порционально связана с количеством включенных в нее компонентов.Цель мультикомпонентных программ получить синэргический эффект при комбинации различных превентивных стратегий.(//ШзТ.А., 1985).

Примером данного подхода может служить превентивная модель, ос­нованная на интеграции социальной поддержки и психологического обу­чения.Эта модель использует тренинг социальных навыков и опирает­ся на сети социальной поддержки сверстников и учителей.У обучаю­щихся развиваются навыки позитивных межличностных взаимоотноше­ний, повышения самооценки и интернального локуса контроля, навыки резистентности к давлению среды, формируется мотивация на успеш­ную учебу в школе (ШИатз В.е1а.1985).

Рейтинг автора
Автор статьи
Алексей Лимаров
практикующий алкоголик
Написано статей
1465
Ссылка на основную публикацию