Оглавление
- 0.1 Проблема детского алкоголизма и как с ней бороться
- 0.2 Профилактика подросткового алкоголизма и возможные последствия
- 0.3 Опасность подросткового алкоголизма
- 1 Средняя общеобразовательная школа №43 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза В.Д.Лавриненкова
- 2 Материал по теме: План профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма
- 3 Программа мероприятий по профилактике алкоголизма
Проблема детского алкоголизма и как с ней бороться
Сегодня алкоголизм поражает не только взрослое население, но и детей.Все чаще врачи используют в своей практике такой термин, как детский алкоголизм, обозначая у ребенка наличие пристрастия к спиртным напиткам.
Как сообщает статистика, употребление спиртных напитков начинается еще в школе, в детском возрасте.Естественно, подобное пагубное начало приводит к еще более печальным последствиям, нежели появление вредной привычки в более раннем возрасте.
Где притаилась опасность
Детский алкоголизм – это термин, характеризующий у ребенка наличие пристрастия к спиртным напиткам.Исследования среди населения утверждают, что детское пьянство постепенно молодеет, сегодня можно встретить ребенка, который склонен к алкоголизму, но при этом еще посещает начальную школу.
Важно помнить, что ребенок менее устойчив к воздействию спирта, из-за чего опьянение у него наступает гораздо быстрее, чем у взрослого человека.Подростку, например, может быть достаточно одной бутылки пива, чтобы получить желаемые эффекты.
Конечно же, нельзя говорить об алкоголизме, если отсутствует систематическое употребление спиртных напитков ребенком.Однако важно помнить, что у детей физическая и психическая зависимость от «зеленого змея» развивается гораздо быстрее, чем у взрослых людей, из-за чего пьянство становится более опасным явлением.
В группу риска можно смело включать всех детей, которые употребляют спиртные напитки чаще, чем два раза в месяц.Если в восьмых классах этот показатель сравнительно низок, колеблется на уровне 6%, то к одиннадцатому классу он значительно возрастает.
Сегодня подобное явление воспринимается не только в качестве медицинской, но и в качестве острой социальной проблемы.Часто алкоголь употребляется в компаниях, а в состоянии алкогольного опьянения совершается множество действий, о которых любой здравомыслящий человек потом пожалеет (драки, несчастные случаи, убийства, изнасилования).
Последствия употребления алкоголя ребенком весьма предсказуемы: снижается успеваемость в школе, страдает личная и социальная жизнь, могут рушиться отношения в семье.
Каковы причины
Причины детского алкоголизма весьма разнообразны, но стоит четко понимать, что ребенок редко начинает употребление алкоголя просто так.Многие исследователи сходятся на мнении о том, что в развитии алкоголизма у детей виновато неправильное воспитание, однако выделяют и другие причины появления проблемы.К ним относят:
- нахождение в неблагоприятных условиях (проблемные семьи);
- вовлеченность в плохую компанию;
- уличный образ жизни, склонность к бродяжничеству;
- недостаточное количество внимания с родительской стороны;
- отсутствие взаимопонимания с окружающими детьми;
- полное отсутствие или недостаток хобби;
- попытки избавиться от проблем, спрятаться от необходимости их решать;
- избыточная опека.
Причины и последствия алкоголизма среди детей довольно плотно связаны.Так, например, детский алкоголизм приводит к нарушению социальных контактов и, как следствие, усугубляет желание ребенка спрятаться от проблем.
Привести к употреблению алкоголя может наличие в семье человека, который не брезгает бесконтрольным принятием внутрь спиртных напитков.Ведь дети смотрят на окружающих и зачастую берут с них пример.
Симптоматика и возможные нежелательные эффекты
Любой спиртной напиток негативно сказывается на организме ребенка, даже если он довольно хорошего качества.
Однако зачастую дети употребляют всякие алкогольные напитки низкого качества из-за недостатка денежных средств.
Детский алкоголизм не всегда просто диагностируется, потому родителям стоит обращать внимание на следующие симптомы:
- ухудшение способности запоминать новую информацию;
- плохие мыслительные способности;
- резкое снижение школьной успеваемости;
- появление нервозности;
- жалобы на скачки давления;
- появление замкнутости и безразличия к окружающему миру.
Нередко возникает вопрос о том, к чему приводит увлечение алкоголем с ранних лет.Привести это состояние может к следующим проблемам:
- нарушению работы сердечнососудистой системы;
- развитию сахарного диабета и других эндокринных патологий;
- появлению проблем с печенью и поджелудочной железой (цирроз, панкреатит);
- анемиям;
- отставанию в росте и развитии малыша;
- снижению или полному угасанию половой функции.
Последствия детского алкоголизма распространяются не только на анатомические и физиологические особенности ребенка, но и затрагивают в существенной мере социальную сферу развития.Снижается контактность, ребенок может начать проявлять агрессию или быть чрезмерно апатичным, у него часто развиваются депрессивные состояния.
Нельзя забывать и о том, что на фоне алкоголизма у подростков, например, возрастает уровень сексуального влечения.
Итог один: незащищенные половые контакты и развитие разнообразных венерических патологий.
Как помочь
Если ребенок осознает, что употребление алкоголя – это вредно и не приводит ни к чему хорошему, он, скорее всего, даже не станет пробовать спиртные напитки.Это значит, что в первую очередь необходимо не полностью запрещать детям пробовать алкоголь (так как запретный плод сладок), но тщательно объяснять все последствия бесконтрольного употребления.
Алкоголь в семье не должен быть табуированной темой, чтобы ребенка не привлекала неизвестность.Необходимо разговаривать с малышом, объяснять ему возможные последствия, рассказывать, возможно, о собственном опыте и подавать пример, не злоупотребляя спиртным.
Если ребенок уже приучился к алкоголю, то все сильно осложняется.Главным способом лечения в этом случае становится психотерапия.Задача врача в этом случае состоит в том, чтобы ребенок понял свою проблему и сам захотел с ней бороться.Под врачебным контролем для лечения таких детей могут использоваться некоторые медикаменты, снижающие тягу к алкоголю.
Однако врачи акцентируют внимание на том, что если не проводить работу над поведением и мотивацией, то эффект от лечения медикаментами будет носить временный характер, и ребенок снова вернется к употреблению алкоголя.
Детский алкоголизм лечится очень сложно, и лучше просто не допустить его развития.
Профилактика подросткового алкоголизма и возможные последствия
Профилактика алкоголизма среди подростков необходима для формирования у молодых людей правильного отношения к спиртным напиткам.Подростковый возраст очень не прост тем, что взгляды на многие жизненные ситуации еще не устойчивы, и поэтому велика вероятность, попасть под негативное влияние окружения.
Обнаружение алкоголизма на ранних стадиях дает возможность предупредить развитие серьезных осложнений.
Причины развития алкогольной зависимости среди подростков
Причиной алкоголизма среди подростков может служить не только отсутствие воспитания и вседозволенность.Под пагубное влияние часто попадают дети из благополучных семей.Послужить этому могут многие факторы.
Семейные праздники.Обычно домашние застолья и торжества сопровождаются распитием алкогольных напитков.Именно с бокалом вина или рюмкой водки произносятся тосты и многочисленные пожелания.Взрослые находятся в приподнятом настроении, шутят, смеются.Дети зачастую не понимают, что причиной веселья является не только повод застолья, но и принятый алкоголь.Так и формируется ассоциация праздника с алкоголем.
Причин формирования алкоголизма среди школьников может быть большое количество, поэтому необходима грамотная профилактика этой пагубной зависимости.При чем проводиться она должна не только дома, но и в учебных заведениях и общественных местах.
Профилактика подросткового алкоголизма
В первую очередь этим должны заниматься родители и начинать нужно со своего образа жизни.Если ребенок регулярно наблюдает бытовое пьянство взрослых, то невольно начинает принимать это как норму жизни.Нет ничего хорошего в совместных застольях с употреблением спиртного.У подростков формируется не правильное отношение к алкоголю.Они должны видеть, что можно жить интересно без горячительных напитков, что таким способом не решаются проблемы, а только усугубляются.
Большую роль играет информационно-разъяснительная работа.В школе и других учебных заведениях должны проводиться беседы, в ходе которых дети получат информацию о вреде и последствиях употребления алкогольных напитков.Социальная реклама, плакаты, бигборды, распространение брошюр – профилактика, которая не достаточно эффективна.Все эти мероприятия имеют запретный характер, а молодые люди обычно не принимают такие методы.Поэтому необходим более тонкий подход.
Очень важно среди подростков распространять информацию о комфортной и счастливой жизни без дополнительных допингов.Достаточно успешна профилактика алкоголизма на примере окружающих людей.Спившийся сосед может не произвести нужного эффекта, а вот история публичного человека может затронуть.Пусть подросток просмотрит передачу или документальный фильм о судьбах известных личностей, жизнь которых сложилась плачевно из-за пристрастия к спиртному.Как достигалась слава и популярность в период трезвости, и чем это все закончилось из-за алкоголизма.
Для подростков очень важно самовыражение.И необходима такая профилактика, чтобы он понял, как это здорово доказывать свои способности при помощи каких-либо достижений.Это может быть спорт, развитие каких-то талантов или знаний в определенной области.Взрослеющему человеку необходимо иметь интересное увлечение, тогда и вопрос алкоголизма среди подростков сам по себе отпадет.
Большое значение имеет работа социальных служб среди неблагополучных семей.Должны устанавливаться факты хронического пьянства родителей и предоставляться психологическая и иная помощь детям.Подростков нельзя оставлять наедине с проблемой алкоголизма близких людей.Неустойчивая психика и не умение справиться с данной ситуацией может привести к трагическим последствиям.
Последствия алкоголизма среди подростков
Среди молодых людей бытует мнение, что бутылочка пива или слабоалкогольного напитка не может нанести вред их здоровью.Но в подростковом периоде организм еще не полностью сформирован, и привыкание происходит очень быстро.Соответственно высок риск алкоголизма.
Профилактика алкогольной зависимости должна включать и разъяснение по поводу того, какие последствия несет любовь к спиртному.
- Ухудшение здоровья.В школе среди детей должна вестись пропаганда здорового образа жизни.Школьники с самого раннего возраста должны знать о пользе спорта, о правильном питании, соблюдении режима дня и вреде алкоголя и никотина.Употребление спиртных напитков ведет к нарушению функции печени, заболеваниям ЖКТ, сердца и сосудов.Молодые люди должны понимать что, подорвав свое здоровье, они не смогут добиться желаемого успеха в жизни.
- Нарушение репродуктивной функции.Особенно это распространено среди девушек.Для мужчины воздержание от спиртного на протяжении 6 месяцев способно восстановить детородные возможности.Но женский алкоголизм приводит к рождению слабых и больных детей с очень серьезными отклонениями.
- Психическое здоровье.Самое большое влияние алкоголя происходит на нервную систему.Среди подростков легко выделить склонность к выпивке по поведению.Такие дети ведут себя вызывающе, а порой даже агрессивно.На смену такому поведению приходит апатия и подавленность.В школе отмечается сниженная успеваемость, так как нарушается память и умение сосредоточиться.По причине алкоголизма возникают проблемы с учителями, сверстниками и родителями.
Повышенное увлечение детьми подросткового возраста алкоголем ведет к серьезным проблемам.Поэтому взрослыми должна проводиться профилактика этого недуга и агитация здорового образа жизни.
Опасность подросткового алкоголизма
Статистика развития подросткового алкоголизма неутешительна: количество несовершеннолетних алкоголиков возрастает ежегодно.Формируется подростковый и детский алкоголизм в течение двух-трех лет частого употребления алкогольных напитков, прежде всего – пива.Это значит, что многие школьники впервые пробуют алкоголь в возрасте двенадцати-тринадцати лет.Мало того, яркая реклама хмельных напитков стала причиной возрастания пивного алкоголизма среди девушек: если в шестидесятых годах пивом увлекалось менее сорока процента подростков, то теперь – более девяноста.
К чему приводят домашние застолья
Алкоголизм – это вид наркомании, который наносит непоправимый вред здоровью и вызывает физиологическую и психологическую зависимость.Поэтому профилактика детского алкоголизма должна начинаться ещё в детском саду, и огромное значение имеет воспитание.Очень важно, чтобы родители смогли ещё в дошкольном возрасте внушить ребенку, что алкоголь – это яд, и пить его не стоит, объяснив на доступных примерах (например, что пьют его лишь слабые люди).Благодаря этому в более взрослом возрасте он сможет сказать «нет» людям, которые будут предлагать ему выпить или закурить.
Воспитательные беседы нужно начать проводить ещё до того, как малыш пошел в школу.Если откладывать беседу на более поздний возраст, можно опоздать: в больницу нередко попадают в состоянии алкогольного опьянения и десятилетние дети.
При этом очень важно, чтобы слово не расходилось с делом: согласно статистике, основной причиной, по которой подросток пьет, являются семейные застолья и другие подобные мероприятия.Нередко ребенок с малых лет видит, как приходят гости, наливают алкоголь, провозглашают тост, пьют, и лишь затем начинают есть.После этого один тост сменяет другой, а когда люди не могут придумать, что сказать, ограничиваются стандартными возгласами и опрокидывают следующую рюмку.
Когда люди пьют алкоголь и дети это видят, это способствует неправильному усвоению информации детским мозгом: в понимании ребенка взрослые собрались ради выпивки, а не общения.Соответственно, в таком поведении он не видит ничего плохого.Когда подросток достигает двенадцати-тринадцати лет, ему во время застолий начинают предлагать пиво или сладкое вино, что также отпечатывается на формирование мировоззрения школьника.Если пиво в этом возрасте может не понравиться из-за горечи, то относительно вина он может решить, что оно вкусно.
Другие причины детского алкоголизма
Среди мотивов, что способствуют употреблению алкоголя, является желание подростков выглядеть взрослым.Они знают, что алкоголь и дети – это несочетаемое понятие: вина, пива, водки ребенку не дают.Когда подросткам удается достать спиртное, они нередко распивают его.Стоит заметить, что мало кто из детей заботится о закуске, поскольку не видят в ней необходимости.В результате спиртное быстро попадает в кровь и начинает разрушительную работу.
Дальнейшее употребление спиртного зависит от многого: сколько школьники выпьют, вида напитка, понравится ли он им.Немало зависит от того, окажется ли в компании лидер, который будет подстрекать друзей к дальнейшему распиванию спиртных напитков.Дальнейшее употребление спиртного может объясняться и тем, что страх перед алкоголизмом у детей отсутствует, зато бравады немало.Мотивом продолжать употребление алкоголя является страх быть изгнанным: если в пьющей кампании кто-то отказывается от алкоголя, над ним смеются, презирают, в результате он откалывается от группы.
Ещё одним мотивом, который способствует распиванию алкоголя среди подростков, является дешевизна некоторых видов спиртных напитков (пиво, энергетики), яркие наклейки, интересная реклама.На отношение к спиртному может повлиять вид и поведение любимых киногероев, артистов и других известных личностей.Если кумиры пьют, матерятся, курят, наносят татуировки, школьники часто пытаются копировать их поведение, чтобы повысить самооценку и выглядеть модным.
Среди мотивов детской наркомании называют также уличное воспитание, когда ребенок предоставлен самому себе, и его родители им не занимаются.В этом случае его шансы оказаться в плохой кампании нереально высоки.
Влияние этанола на мировоззрение
Любой вид спиртного вреден для человека, влияние алкоголя на детский организм опасно вдвойне.Особенности детского алкоголизма в том, что даже умеренное употребление спиртного ребенком равносильно злоупотреблению алкоголем во взрослом возрасте.Поэтому профилактика детского алкоголизма должна начинаться в дошкольном возрасте.
Школьники, которые увлеклись спиртным, изменяют мировоззрение и привычки.Они все больше времени проводят в пьющих кампаниях, все дни просиживают в барах или склоняются по улицам без какой-либо цели.У них полностью пропадает стремление к саморазвитию, а учебу воспринимают как скучную и абсолютно ненужную обязанность (согласно статистике, половина пьющих школьников книг не читает совсем).
Алкоголизм у молодежи является причиной шаткой нервной системы подростка и вызывает девиантное поведение.Так называют ситуацию, когда действия человека отличаются от общепринятых и устоявшихся норм.Происходит это потому, что мозг подростка, который находится в состоянии активного развития, чрезвычайно уязвим.
Характерные признаки девиантного поведения у подростков, которые сигнализируют про подростковый алкоголизм, следующие:
- бесцеремонность;
- бахвальство;
- наигранность;
- грубость,
- развязность;
- вспыльчивость.
Эти признаки часто сменяются противоположными симптомами: беспомощностью, подавленностью, подчинением.У большинства алкоголезависимых подростков наблюдается безынициативность, а также внушаемость, чем пользуются более авторитетные сверстники.
Подростковый алкоголизм является причиной того, что несовершеннолетние дети-алкоголики живут сегодняшним днем.Они неспособны задумываться о прошлом или о будущем, поскольку поглощены сиюминутными желаниями.
Девиантное поведение проявляется в том, что школьники становятся замкнутыми, недоверчивыми, невнимательными и жестокими с близкими людьми, начинают отталкивать непьющих друзей.И только в кругу таких же пьющих людей они расслабляются и легко находят общий язык.
Этанол и головной мозг
Влияние алкоголя на организм подростка намного хуже, чем на взрослого: даже не очень частое употребление спиртного в подростковом возрасте в два раза снижает способность мозга воспринимать и усваивать информацию.Детский алкоголизм вызывает сильное торможение умственных способностей.Поэтому последствием распивания спиртных напитков является нарушение формирования этических и нравственных норм, а уже сформированные навыки пропадают или отходят на второй план.
Подростковый алкоголизм является причиной торможения физического развития, притупляет работу головного мозга.Вред очевиден: подросток тупеет, у него пропадает способность логично мыслить, усваивать информацию, что влияет на девиантное поведение.
Соответственно, девиантное поведение негативно повлияет на будущее подростка.По статистике, именно в состоянии алкогольного опьянения у многих подростков происходит первый сексуальный опыт.При этом многие из них презервативы не используют ни в первый, ни в последующие разы.Это становится причиной ранней беременности, абортов, за которыми следует бесплодие и другие гинекологические заболевания.Также незащищенный секс может нанести непоправимый вред здоровью, став причиной инфицирования мочеполовыми и венерическими недугами (гепатиты В, С, ВИЧ-инфекция).
Другие недуги
Влияние алкоголя на организм подростка затрагивает не только мозг, но также печень и работу пищеварительной системы.Печень подростка, которая обезвреживает алкогольные токсины, ещё не способна вырабатывать в нужном количестве ферменты, что отвечают за расщепление этанола.Последствия и вред от употребления спиртного печальны: яды скапливаются в печени и разрушают её.В результате нарушается обмен углеводов, белков, выработки ферментов и другим серьезным недугам, которые в будущем могут стать причиной неизлечимого заболевания.
Подростковый алкоголизм вызывает нарушение работы пищеварительной системы.Вред очевиден: когда подросток пьет, увеличивается количество желудочного сока, который при отсутствии пищи в желудке начинает разъедать его стенки, что вызывает к язве.Детский алкоголизм наносит вред работе поджелудочной железы.Поэтому последствием употребления алкоголя может быть снижение выработки инсулина и диабет.
Влияние алкоголя на организм подростка затрагивает работу сердечно-сосудистой системы, что проявляется в тахикардии, скачках артериального давления.Серьезный вред этанол наносит репродуктивной системе: подростковый алкоголизм является причиной бесплодия, импотенции, рождения детей с врожденными аномалиями.
Особенности лечения
Очень важно, чтобы родители вовремя заметили девиантное поведение подростка, свидетельствующее о детском алкоголизме.Чтобы не послужило мотивом проблемы, борьбу с алкогольной зависимостью нужно начинать немедленно: любая задержка нанесет непоправимый вред.
Алкоголизм у подростков трудно поддается лечению и реабилитации из-за того, что зависимость возникла в период активного роста ребенка, когда изменениям поддается не только тело, но и психика взрослеющего школьника, что и вызывает девиантное поведение.Также следует заметить, что проблема припадает на период перестройки всей гормональной системы.Поэтому алкоголь у подростка усиливает девиантное поведение многократно.
Если подросток пьет, не стоит лечить подростковый алкоголизм и сопутствующее ему девиантное поведение самостоятельно.Этим должны заниматься специалисты, которые лечат наркоманию: нарколог и психолог.Детский алкоголизм лучше лечить в больнице, но при необходимости врач может выезжать на дом.Нарколог проводит интоксикацию организма, чтобы очистить организм от алкогольных токсинов, привести в порядок работу внутренних органов, мозга, печени, почек.Чтобы привести в порядок психическое состояние, назначают специальные лекарства и витамины.
Особенности детского алкоголизма в том, что его, в отличие от взрослых, нельзя вылечить методом медицинского кодирования, которое предусматривает применение лекарств, поскольку это негативно скажется на внутренних органах подростка.Поэтому детский алкоголизм должен лечить психолог методом психологического кодирования (этот вид лечения предусматривает применение гипноза с целью вызвать отвращение к алкоголю).
Очень важна психологическая реабилитация после лечения физической зависимости.Врач помогает несовершеннолетним детям разобраться в своих проблемах, переключает внимание на другие сферы (например, спорт).Профилактика алкогольной зависимости у подростка и реабилитация предусматривают полное исключение контактов с собутыльниками, в противном случае детский алкоголизм, а также девиантное поведение излечить не получится.
Роль родителей в профилактике детского алкоголизма
Таким образом, профилактика детского алкоголизма имеет огромное значение для полноценного развития ребенка.Прежде всего, она заключается в правильном воспитании, благодаря которому подросток будет четко знать, какой вред алкоголь может нанести организму, и будет сам избегать контактов с пьющими сверстниками и взрослыми.
Профилактика подросткового алкоголизма предусматривает стимуляцию разного вида интересов, исходя из увлечений подростка.Поэтому психологи советуют родителям отдать ребенка на спортивные секции, кружки, ходить с ним в походы, на различные мероприятия, заинтересовать интеллектуальной деятельностью, привить любовь к книгам.Это же важно делать при реабилитации.Если родители заметят, что не справляются с ситуацией, ребенка влечет к плохой кампании, лучше проконсультироваться с психологом.
Родители должны знать: именно от их действий, воспитания зависит реакция ребенка на различные ситуации и жизненные трудности.В том числе, формирует его отношение к алкоголю.Поэтому профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает, что его родители также не будут употреблять алкоголь, или делать это минимально и очень редко.
Родители покажут пример, если в присутствии ребенка смогут твердо отказаться от употребления спиртного.В будущем такая профилактика алкогольной зависимости у подростков послужит детям хорошим примером и поможет уберечь их в сложных ситуациях, предотвратив ужасные последствия.
Средняя общеобразовательная школа №43 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза В.Д.Лавриненкова
Цель: создание условий для формирования положительного отношения к трезвому и здоровому образу жизни.
Задачи:
– создать условия для недопущения употребления обучающими спиртного;
– вовлечь обучающихся в профилактические мероприятия организация системы правовой пропаганды среди учащихся и педагогических работников с учетом возрастных и иных особенностей;
-регулярное информирование об изменениях в законодательстве;
– изучение и анализ воспитательной работы с учащимися по профилактике пьянства и противоправных действий;
-усилить общественную инициативу,
– привлечение государственных и общественных организаций к участию в профилактических мероприятиях.
Информационно-аналитическая работа:
- Организация занятий по интересам «Будь здоров».
- Организация правового всеобуча для родителей.
- Разработка методических рекомендаций по правовому воспитанию учащихся
- Организация изучения интересов и мотивов поведения подростков, не охваченных достаточным родительским вниманием для обеспечения их полезной занятости
- Систематические пополнение библиотечных фондов литературой по правовому воспитанию, профилактике наркомании, алкоголизма
Профилактическая работа:
- Организация профилактических посещений семей подростков, состоящих на учете (регулярно, по плану)
- Проведение Недель правовых знаний (ноябрь, апрель)
- Проведение конкурсов плакатов по проблемам борьбы с правонарушениями и преступностью, выставки рисунков на антиалкогольную и антинаркотическую тематику «Грустный вернисаж», викторины «Закон и ты» (1 раз в четверть)
- Проведение правовых семинаров для педагогов (1 раз в полугодие)
- Организация работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ежемесячно)
- Организация совместной работы с ПДН
Организация социально-полезной деятельности учащихся:
- Сохранение и развитие сети занятий по интересам и спортивных секций (сентябрь)
- Организация досуговых молодежных мероприятий (по плану воспитательной работы на 2016/2017 уч.г.)
- Участие в акции «Займись полезными делами, сделай себя сам» (1раз в четверть)
- Содействие в трудоустройстве и занятости в каникулярное (июнь)
Наименование мероприятий
Материал по теме:
План профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма
План профилактики вредных привычек среди учащихся
Предварительный просмотр:
План работы по профилактике наркомании
На 2010–2011 уч.год
Составление плана по профилактике наркомании, плана межведомственной профилактической операции «ПОДРОСТОК»
Выявление неблагополучных семей
Проведение анонимного анкетирования подростков на предмет их отношения к наркотикам.
Оформление стенда «Помни! Отказаться можно только один раз – первый! Иначе…» и регулярное обновление материала
Включение в учебные планы и проведение занятий по антинаркотической теме в курсах природоведения, биологии (при рассмотрении темы «Органы дыхания, выделения, кровообращения, органы опоры и движения»), ОБЖ (сообщения о Вич инфекциях и др .), физической культуре (здоровый образ жизни), химии («Для курящих не существует проблемы загрязнения») окружающей среды)
Уроки, семинары, конференции
Замдиректора по УР
Систематическое медицинское обследование учащихся
Предоставление учащимся выбора дополнительных кружковых занятий
Дополнительное образование учащихся
Вовлечение учащихся в мероприятия, проводимые на Каникулах
Шаброва С.В.Рук.кружков
Педагогический всеобуч для родителей:
– «Родители! Будьте бдительны!», – «Профилактика СПИДа»,
– «Дети: их интересы и досуг – что мы об этом знаем?»
Шаброва С.В.Мочалова Ю.Ф
Изготовление буклетов «Скажем наркотикам нет!»
Просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о наркоманах
Беседы по темам: «Твое свободное время (8,9 кл), «Внимание! Наркомания!» (8-11 кл), «Мы – против СПИДа», «О вредных привычках»
Месячник профориентации, помощь в трудоустройстве подростков
Классные часы, вн.мероприятия, экскурсии
Мероприятий по профилактике алкоголизма
На 2010-2011 уч.год
Составление плана по профилактике алкоголизма, плана межведомственной профилактической операции «ПОДРОСТОК»
Выявление неблагополучных семей
Беседы с фельдшером о последствиях злоупотребления спиртосодержащей продукции
Врач-нарколог Шахбазян О.С.
Проведение анонимного анкетирования подростков на предмет их отношения к алкоголю.
Оформление стенда «Помни! Алкоголизм разрушает организм» и регулярное обновление материала
Включение в учебные планы и проведение занятий по антиалкогольной теме в курсах природоведения, биологии, ОБЖ, физической культуре, химии.
Уроки, семинары, конференции
Систематическое медицинское обследование учащихся
Предоставление учащимся выбора дополнительных кружковых занятий
Дополнительное образование учащихся
Вовлечение учащихся в мероприятия, проводимые на Каникулах
Педагогический всеобуч для родителей:
– «Родители! Будьте бдительны!», – «Алкоголизм и его разрушительная сила»,
– «Дети: их интересы и досуг – что мы об этом знаем?»
Родительские собрания по классам
Изготовление буклетов «Алкоголь – яд!»
Просмотр компьютерных презентаций
Беседы по темам: «Мы и наши привычки» (8,9 кл), «Влияние алкоголя на организм растущего подростка» (8-11 кл), «В здоровом теле – здоровый дух!» (1-7 кл)
Месячник профориентации, помощь в трудоустройстве подростков
Классные часы, вн.мероприятия, экскурсии
Помощь в предоставлении путевок для детей из группы риска в летние оздоровительные лагеря, санатории.
Мероприятий по профилактике табакокурения
На 2010-2011 уч.год
Составление плана по профилактике табакокурения, плана межведомственной профилактической операции «ПОДРОСТОК»
Выявление курящих учащихся
Беседы с фельдшером о последствиях курения
Проведение акций «Меняем конфеты на сигареты!
Оформление стенда «Помни! Курение приводит к ранней смерти!» и регулярное обновление материала
Организация волонтерского движения против курения
Беседы, выступления, агитбригады
Работа инфопалаток «О вреде курения»
Включение в учебные планы и проведение занятий по антиникотиновой теме в курсах природоведения, биологии, ОБЖ, физической культуре, химии.
Уроки, семинары, конференции
Систематическое медицинское обследование учащихся
Предоставление учащимся выбора дополнительных кружковых занятий
Дополнительное образование учащихся
Вовлечение учащихся в мероприятия, проводимые на Каникулах
Педагогический всеобуч для родителей:
– «Родители! Будьте бдительны!», – «Никотин и его разрушительная сила»,
– «Дети: их интересы и досуг – что мы об этом знаем?»
Родительские собрания в классах
Просмотр видеопрезентаций о вреде табакокурения
Изготовление буклетов «Капля никотина убивает лошадь!»
Беседы по темам: «Мы и наши привычки» (8,9 кл), «Влияние никотина на организм растущего подростка» (8-11 кл), «В здоровом теле – здоровый дух!» (1-7 кл)
Месячник профориентации, помощь в трудоустройстве подростков
Классные часы, вн.мероприятия, экскурсии
Помощь в предоставлении путевок для детей из группы риска в летние оздоровительные лагеря, санатории.
Мероприятий по профилактике экстремистских проявлений, терроризма и формирование толерантного сознания среди учащихся
На 2009-2010 уч.год
МОУ Бряндинская СОШ
Составление межведомственной профилактической операции «ПОДРОСТОК»
Шаброва С.В., Тарпинцева Е.И.
Авакова Е.А.Гайнуллина Г.А.
Урок, классный час
Наблюдения, беседы с учащимися, находящихся на ВШУ
Беседа, посещение на дому
Замдиректора по ВР
инспектор по охране детства, кл.рук
Организация рейдов в неблагополучные семьи уч-ся, стоящих на ВШУ
Шаброва С.В., Тарпинцева Е.И.
Авакова Е.А.Гайнуллина Г.А.
Своевременное информирование КСЗН о семьях и детях, нуждающихся в оказании адресной помощи
Авакова Е.А.Главный специалист Бряндинского сельского поселения
Проведение классных часов о толерантности, терпимости друг к другу, дружбе.
Просмотр фильмов с антиэкстремистской направленностью
Конкурс рисунков «Мы – за мир на Земле!», «Против фашизма!» и плакатов по экстремистской тематике
Классные руководители, Нигматуллина Т.И.
«Группировки подростков и их последствия»
Замдиректора по ВР
инспектор по охране детства, кл.рук
Изучение интересов детей и составление плана отдыха в каникулярное время
Анкетирование, собеседование учащихся
Поддержание связи с центром занятости населения и с администрацией Бряндинского сельского поселения по содействию в поиске подходящей постоянной, временной работы для семей, находящихся в социальном опасном положении
Привлечение трудных учащихся в мероприятия, проводимые на каникулах
(оздоровительные лагеря, спортивные секции, кружки, работа на пришкольном участке, походы, профильные лагеря, экскурсии)
Классные руководители, Руководители кружков
Замдиректора по ВР: Шаброва С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа составлена на основе методического пособия Министерства образования и науки Республики Татарстан «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков школьниками» – Казань, 2006 и методи.
Открытое мероприятие “Наркотики – путь в никуда”Классный час “Наркомания”Анкетирование “Профилактика наркомании”Классный час “Наркомания – что это?”Антинаркотическое воспитаниеПсихологиче.
Буклет содержит советы и рекомендации подросткам по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма.
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди.
Цель мероприятия: Пропаганда здорового образа жизни Задачи: формирование мотивации к здоровому образу жизни, сознательному отказу от вредны.
Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн.
Актуальность.Ø Анализ преступности на территории Лискинского района показывает, что увеличилось количество правонарушений в детской и подростковой среде.Ø В среде школьников, участвовавших в анкетиров.
Программа мероприятий по профилактике алкоголизма
Алкоголизм является серьезной проблемой всемирного масштаба.В 2000 году число больных во всем мире составляло примерно 140 миллионов человек, а уже в 2010 году показатели возросли до 210 миллионов.При таком стремительном росте к 2050 году количество жертв этой эпидемии может превысить полмиллиарда.В этой ситуации жизненно важной является профилактика алкоголизма.
Определение алкогольной зависимости
Алкоголизм определяется как хроническое заболевание, одна из разновидностей наркомании.Точными признаками этой зависимости являются:
- систематическая алкоголизация организма;
- неконтролируемый объем спиртных напитков;
- навязчивое желание выпить, невзирая на последствия;
- наличие токсического поражения внутренних органов;
- синдром регулярных провалов в памяти;
- отсутствие критичного подхода к этим проблемам.
Алкогольную зависимость можно разделить на физическую, которая проявляется абстинентным синдромом (проще говоря — ломкой), и психологическую, основанную на регулярном закреплении условного рефлекса.Часто эти виды сочетаются между собой.
Основные негативные факторы
В общественном сознании алкоголизм часто ассоциируется с лежащим на улице бездомным человеком.Это представление не совсем верное, ведь эта болезнь распространена среди разных слоев населения.Стоит выделить социальные причины, располагающие к появлению проблем с алкоголем:
- Проблемы в общении с родными и близкими.
- Наличие хронических заболеваний, прежде всего нервной системы.
- Проживание и воспитание детей в пьющих семьях.
- Вовлечение несовершеннолетних в компании, толерантные к распитию спиртных напитков.
- Преждевременные и беспорядочные половые контакты.
- Низкий уровень жизни.
- Постоянные семейные конфликты.
- Отсутствие у ребенка желания посещать школу.
Находясь в таких жизненных условиях, человек имеет большие шансы стать зависимым от спиртных напитков.Но этот факт не является окончательным и безнадежным.В этом случае большую роль играет профилактика употребления алкоголя.
Необходимость разъяснительной деятельности
Одна из главных проблем при лечении зависимости состоит в том, что алкоголики не считают себя больными.Часто этот фактор делает заболевание неизлечимым.Зависимый человек лишен критической самооценки.Он считает негативное мнение окружающих о себе предвзятым, а чрезмерные дозы спиртного лишь усугубляют раздражение.
В этой ситуации обвинение и критика бесполезны.Лишь разъяснительная работа с пониманием всей сложности происходящего способны переломить ситуацию.Это является иногда единственной возможной профилактикой пьянства.
Гораздо легче разъяснительную работу проводить среди людей, которых еще не затронула проблема алкогольной зависимости.Занимаясь проведением таких мероприятий, следует учитывать факторы, способствующие трезвому образу жизни:
- отсутствие семейных конфликтов и взаимное уважение;
- финансовая независимость, наличие собственного жилья;
- забота о личном физическом и психическом здоровье;
- постоянное самосовершенствование;
- повышение образовательного уровня;
- стрессоустойчивость;
- соблюдение правил приличия и моральных норм;
- самоуважение, умение отстаивать свои права;
- контроль собственных негативных эмоций.
Стремление к достижению таких результатов является лучшей профилактикой алкоголя.Пропаганда этих жизненных установок должна проходить начиная с детского возраста.
Цели профилактики зависимости
Главной задачей профилактической работы является формирование у человека здорового образа жизни, где нет места спиртным напиткам.Для этого необходимо применять следующие методы воздействия:
- Пропаганда трезвости, с примерами успешных людей, ведущих подобный образ жизни.
- Создание негативного образа алкоголя.Такая практика должна распространяться на все социальные слои и возрастные группы.
- Идентификация лиц, толерантных к алкогольным напиткам и ведение профилактики с ними.
- Пропаганда семейных ценностей, стремления к финансовому благополучию и физическому здоровью.
Виды профилактической работы
Осуществление программы профилактики алкоголизма должно проводиться как на общегосударственном, так и на межличностном уровне.В первом случае требуется разработка государственной стратегии, основанной на законодательных, административных и медицинских мерах воздействия.Межличностный уровень состоит из трех видов профилактики.
Предупреждение зависимости
Этот вид ставит своей целью предупреждение появления алкогольной зависимости у тех лиц, кто еще не сталкивался с этой проблемой.Прежде всего первичная профилактика алкоголизма направлена на молодое поколение.Для достижения положительного результата используются следующие методы:
- Помощь молодому человеку в процессе становления личности, осознании себя полноправным членом общества, познанию своих эмоциональных особенностей.
- Мотивация к положительным изменениям в своей жизни и социальной среде.
- Помощь в создании навыков управления собственными эмоциями.
- Развитие быстрой адаптации к внешним факторам, располагающим к употреблению спиртных напитков.
Подобную профилактическую работу необходимо проводить в школах, училищах, институтах, внеклассных подростковых коллективах, а также среди родителей и преподавателей.Очень важны мероприятия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, не посещающих учебные заведения, у которых нет родителей или опекунов.
Медико-социальная помощь
Этот вид профилактики распространяется на тех, кто имеет опыт употребления алкоголя.Такая работа предполагает оказание медико-социальной помощи человеку, психологической поддержки родным и близким людям.Его надо убеждать в необходимости посещения сеансов анонимной помощи.
Методами вторичной профилактики алкоголизма являются:
- Убеждение в необходимости полного и окончательного отказа от употребления спиртных напитков.
- Внедрение в сознание мысли о необходимости изменить свою модель поведения.
- Осознание необходимости улучшить мнение окружающих о себе.
Такую работу требуется проводить с разными слоями общества: подростки, молодежь, учащиеся и работающие, взрослые люди, семейные пары.
Общение с пациентами
В этом случае помощь адресуется тем, кто лечится от алкоголизма.Методами третичной профилактики алкоголизма являются:
- Признание больным факта нездоровой тяги к спиртным напиткам и наличия алкогольной зависимости.
- Поиск и развитие личностных ресурсов для преодоления болезни.
- Изменение негативного образа мышления на позитивный.
- Постановка жизненных целей и способов их достижения.
Возможно, на этом этапе потребуется прохождение курса стационарного лечения алкогольной зависимости.
Профилактика в школах
Отдельно хочется остановиться на профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних.Этот участок работы должен разделяться по возрастным критериям.
Ученики младших классов
Вероятность употребления спиртных напитков ребенком до 11 лет минимальна, но он может воспитываться в семье, злоупотребляющей алкоголем.Для идентификации таких родителей необходимо регулярно проводить классные собрания.Если представители семьи их посещают, постоянно участвуют в жизни ребенка, в семье все в порядке.В случае регулярного игнорирования таких мероприятий, можно предполагать наличие неблагополучной ситуации в семье.Также тревожными сигналами для преподавателя могут быть:
- плохая успеваемость;
- систематические прогулы;
- плохое поведение.
В такой ситуации классному руководителю необходимо провести индивидуальную встречу с родителями и обсудить вопросы успеваемости и воспитания.
Средние и старшие классы
В этом случае профилактика алкоголизма в школе возможна привлечением учеников к обязательным общественным мероприятиям.Тогда у них не останется свободного времени на употребление алкоголя.Необходимо создавать ситуации, когда старшеклассники будут проводить большую часть времени на виду у родителей и преподавателей.
Надо всегда помнить, что начать пить очень легко.Для этого всегда найдется масса причин.Затем очень сложно найти в себе силу воли и отказаться.Многие люди так и не смогли справиться с такой проблемой.Не стоит повторять их ошибки.