Оглавление
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем.Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни.
Детский алкоголизм – форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.
О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 10 лет.У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам.Если у взросло человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее.
Это объясняется строением детского организма.Мозговая ткань ребенка, в отличие от взрослого, богаче водой и беднее белком.В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками.Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду, злокачественное течение болезни.Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения.Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно.
Быстрое развитие запойного пьянства.Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно.Более того, трезвость становится для них странным состоянием.Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная.У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует:
- – высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей;
- – высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств для их приобретения;
- – широкий набор поводов для употребления алкоголя;
- – систематическое употребление алкогольных напитков.
Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением.В основе этой связи лежит самая опасная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:
- 1) большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом стоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований).Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются и насильственные (агрессивные) преступления.Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально-одобряемого поведения;
- 2) многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);
- 3) пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);
- 4) пьянство способствует созданию криминальной ситуации;
- 5) пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;
- 6) пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.
Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя.Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению.У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство).Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным, у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают “тренировать” себя спиртным.При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними.Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше.Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания.
Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением.Без медицинской помощи возможен смертельный исход.
После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии – подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки.Раннее появление амнезией – плохой признак с точки зрения прогноза.Амнезия – это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга.Даже однократная амнезия – грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы.А если это частое явление, и амнезии бывают длительными, то тем более.Понятно, что такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного.На этом этапе влечения к алкоголю еще нет.Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые.
Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя.Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность.Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до «полной отключки».Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».
В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему.У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны.Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых.Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений».Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики.Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится.
Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения – тем более.И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий.Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые.Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного.Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное.
А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия.Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки.Многие родители “прозревают” и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых – и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.
Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость – чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание.Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых.Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии.Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии.Похмельный синдром формируется быстро – через 1-3 года систематического пьянства.У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев, и с самого начала появляются психические нарушения: раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки.Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых.Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация.Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти.Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии.Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления – некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички.У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии.Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться.В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств.Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства.
Тема: Алкоголизм как социально-педагогическая проблема
Детский алкоголизм— форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.
Семинар 27.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
1.Покажите взаимосвязь физиологических, психологических и социальных процессов, происходящих с подростками под действием алкоголя.
2.Как связана культура алкогольных семейных традиций с вовлечением детей в употребление спиртных напитков?
3.Охарактеризуйте уровни развития алкогольной зависимости у детей и обоснуйте возможные формы помощи социального педагога на каждом уровне.
4.Определите основные направления государственной социальной политики по отношению к детям, зависимым от алкоголя.
5.Какие общественные организации занимаются проблемой детского алкоголизма? Раскройте содержание их деятельности.
.Семинар-диспут 28. Алкоголизм как социальная патология детства
1.Была ли в истории России проблема детского алкоголизма?
2.Согласны ли вы с утверждением, что распитие спиртных напитков в старшем школьном возрасте – сугубо личная проблема старшеклассника, не требующая вмешательства со стороны родителей и социальных педагогов?
3.В чем причины детского алкоголизма? Кто в этом виноват?
4.Почему государство не уделяет должного внимания решению проблемы алкоголизации населения, в том числе и детей?
5.Можно ли помочь детям, имеющим стойкую алкогольную зависимость?
Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи.— М.1988.
Братусъ Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.— М., 1984.
ЗлотниковА. Г.Алкоголизм — социальная патология.— Минск, 1988.
КолесовД.В. Беседы об антиалкогольном воспитании.— М., 1987.
82.200.105.254 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены.Но предоставляет возможность бесплатного использования.Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
1.Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем.Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.
Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысячи лет назад.Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта – продукта брожения различных растительных веществ – повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.
Изобретение водки относят к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.
Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное, одурманивающее».Еще в VIII в.арабы были знакомы с дистилляцией и, вероятно, умели получать более крепкие спиртные напитки, чем вино [19, 46].В Европе лишь в XIV в.был изобретен способ дистилляции спирта, присутствие которого в вине было доказано еще в XII в.Арабские алхимики называли спирт «душой вина» и использовали его главным образом для медицинских целей.
На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.
Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.
Этому способствовало ряд причин.Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем.Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству.Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности экспорта любой страны [17, 227].
Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет.Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г.по сравнению с 1950 г.оно выросло в 10,4 раза.И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством [11, 17].
Ученые всего мира на протяжении почти сорока лет все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение – детей, подростков, молодежь.Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними.Так в США (штат Нью-Йорк) 91 % 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки.В Канаде около 90 % учащихся 7-9 классов употребляют спиртные напитки.В ФРГ 1 процент детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживается полицией.Согласно данным всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков [10, 31].
Существует несколько определений алкоголизма.С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам.Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления).В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами [12, 24].
Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 5 – 6 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло.По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки.С социальных позиций – алкоголизм – форма девиантого поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [7, 228].
В юридической и медицинской литературе наряду с термином “алкоголизм” употребляется термин “пьянство”.Пьянство – это начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков [3, 47].
Все – и хорошее, и плохое – начинается с детства.Да и пьяницами становятся чаще всего с молодых лет.Во всяком случае, первое знакомство с алкогольными напитками происходит в школьном возрасте и у многих людей продолжается всю жизнь.Причем, чем чаще принимается алкоголь, тем быстрее появляются тяжелые формы хронического алкоголизма [26, 65].
Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны.Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста.До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для “аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам).В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т.д.С 14-15 лет появляются такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т.д.Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем.Для девочек типична в основном вторая, “традиционная” группа мотивов.Обычно это бывает так сказать, “невинная” рюмочка в честь дня рождения или другого торжества.И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно.Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует вправе выпить с товарищами, подружками или даже одному, если появится такая возможность [24, 64].
Болезненное пьянство развивается у детей куда быстрее, чем у взрослых людей.То, что у взрослого алкоголика будет формироваться годами, у юного создания проявится через несколько недель.Среди тех, кто стали безнадежными пьяницами, очень редки лица, которые впервые приобщились к водке случайно или в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств.В основном это жертвы сознательного спивания их взрослыми, в первую очередь родителями и соседями [18, 5].
Если обобщить мнения ученых, то можно условно выделить следующие этапы возникновения хронического алкоголизма.На первом этапе (он начинается в 7-12- летнем возрасте и длится в среднем от 4-5 месяцев до 1-1,5 лет) отмечается постепенное привыкание алкоголю.Поначалу алкоголь принимается в кругу семьи – на дне рождения или еще на каком-нибудь семейном празднике.Потом мальчишка сливает в одну посуду остатки недопитого родителями и гостями спиртного и пьет эту смесь.Чрезвычайно редки случаи, когда ребенок по ошибке выпил водку, приняв ее за нечто иное.Первое знакомство с алкоголем обычно оставляет дурной осадок и отбивает у ребенка желание пить.Но стойкие алкогольные традиции в семье и обществе, сознательное спаивание детей взрослыми, дух молодечества, подогреваемый в ребенке взрослыми людьми, – все это принуждает подростка продолжить выпивку.Вскоре он начинает ощущать после выпивки раскованность, внутреннюю свободу.У него повышается настроение, уменьшается чувство собственной неполноценности.И хотя подросток ощущает головокружение, головные боли, нарушение координации движений, однако принятые ощущения, связанные с чувством свободы и раскованности, кажутся ему более ценными и необходимыми.
Если на этом этапе не удастся остановить процесс формирования у ребенка алкогольных стереотипов (а этим должны заниматься не врачи, а родители и педагоги), то может наступить следующий этап.Подросток начинает активно стремиться к алкоголю, четко сознавая, что после выпивки у него появляется прекрасное настроение и бесстрашие в отношении взрослых лиц противоположного пола.Такие ребята обычно создают группировки, единственным занятием которых является добывание спиртного, их распитие, а потом рассказы о своих подвигах, совершенных в состоянии опьянения.Члены этих групп нередко совершают дерзкие анти социальные поступки, порой отличающиеся непостижимой жестокостью.
На третьем этапе все процессы усиливаются.Подросток пьет уже не только вечером, но и на протяжении дня, не только в компании, но и в одиночестве, не только вино или водку, но и всякие суррогаты.Все уходит на задний план – спорт, увлечения.
У одной трети таких регулярно пьющих людей сначала нарушается память.Через 1-1,5 года болезнь переходит на следующий этап – физической зависимости от алкоголя, когда не пить человек уже не может.Резко повышается количество выпитого, которое нужно, чтобы вызвать опьянение.Нарастает антисоциальность: в школу дети уже ходят, околачиваются на улице возле магазинов, по утрам у них трясутся руки, бывают и другие признаки похмелья.
Многие ученые раньше считали, что причиной алкоголизма подростков является их биологическая дефектность.Это неверно: научные исследования показали, что две трети алкоголиков, приобщившихся к пьянству в подростковом возрасте, не обнаруживали до этого никаких биологических аномалий.Тут решающая роль принадлежит семье.Лишь у 16% будущих алкоголиков в семье не было пьяниц.Из этого ясно, на что следует направить усилия общественности.Ведь на любом этапе появления болезненной склонности к пьянству никогда не поздно остановиться.Это в первую очередь зависит от самой личности и от ее окружения.Злоупотребление алкоголем наносит огромный ущерб каждому отдельному человеку и обществу в целом [1,50].
Следует, что детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем.Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.
Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема;
По данным официальной российской статистики в 2011 году зарегистрировано более 11,5 тысяч детей с диагнозом алкоголизм.И это только официальные данные! О скольких случаях детского алкоголизма еще неизвестно.Возраст алкоголиков неуклонно молодеет.В среднем в настоящее время в России возраст молодых алкоголиков составляет 11-13 лет.Именно поэтому социальному педагогу необходимо вовремя проводить профилактическую работу с детьми группы риска.
Подростковый возраст детей называется самым сложным.Если в семье один из родителей алкоголик (или оба), то у ребенка нарушается психика, вследствие чего ребенок попадает в зону риска употребления алкоголя, наркотиков.Существует ряд факторов, которые приводят к риску подросткового алкоголизма:
– Социальное (экономическое) неблагополучие.У подростков, растущих в социально-неблагополучных семьях, как правило, неудовлетворительные жилищные условия, наблюдается социальная изолированность, а также есть родители, которые часто злоупотребляют алкоголем.Вследствие этого подростки становятся частыми правонарушителями.
– Частые перемены жительства.Это немаловажный фактор.Частые перемены места жительства могут оказывать отрицательное влияние на подростка, его психическое состояние.Данный фактор сталкивает ребенка с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, одноклассниками, соседями, в связи с чем часто возникают трудности и проблемы.И чем чаще семья переезжает, тем выше опасность употребления алкоголя.
– Неблагоприятная окружающая среда.Не следует поселяться в тех районах, где высокий уровень преступности, неблагополучные семьи соседей, так как это является неотъемлемым фактором употребления алкоголя в такой среде;
– Семейная предрасположенность.Это один из самых важных факторов.Дети, которые рождаются или воспитываются в семьях с алкогольной зависимостью, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю.Важную роль при этом играют как генетические факторы, так и влияние окружения.Примером может послужить то, что мальчики, рождающиеся (воспитывающиеся) в семье алкоголика, подвергаются в четыре раза большему риску стать алкоголиками, чем те, которые рождаются в благополучных семьях.Если в семье позитивно относятся к алкоголю или родители употребляют его, чтобы расслабиться, а может, просто много пьют, появляется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные напитки.Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.
– Еще одним фактором риска и важной проблемой является доступность алкоголя.Несмотря на то, что существует закон о запрете продажи алкогольных напитков подросткам до 18 лет, продавцы продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности.А главной целью предприниматели видят только получение прибыли, и никак не задумываются о здоровье будущих граждан.Многие подростки злоупотребляют им именно по этой причине.
– Реклама.Проблема состоит в том, что алкогольная продукция открыто рекламируются.Все это очень сильно влияет на психику не только ребенка, но и взрослого.Психологическое воздействие на личность происходит в виде различных слоганов и, как правило, не осознается.Обнаружить это можно только с помощью психодиагностики, что делает их еще более опасными.Реклама принадлежит к числу макрофакторов.Задача педагогов – предупредить о влиянии алкоголя на организм и мерах предосторожности от опасной зависимости.Противостоять рекламе может только сформировавшийся подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях с окружающими взрослыми людьми и сверстниками.
Употребление алкоголя приводит к нарушению многих функций организма ребенка.Сюда относится нарушение чувства юмора, внутреннего самоконтроля, целеустремленности, стрессоустойчивости (ребенок становится раздражительным).Ухудшаются взаимоотношения с родственниками, близкими, друзьями, успешное овладение необходимыми умениями, признание и одобрение умелых действий многое другое.
Можно выделить следующие причины, по которым дети начинают пить: нечего делать, пьющие родители, нравиться, проблемы в семье, влияние общей культуры общества и другие.
Основная задача социального педагога в работе с детьми-алкоголиками – укрепление взаимодействия с ними, а также использование всего комплекса педагогических средств для того, чтобы изменить стиль общения между детьми и родителями, сверстниками; воздействие на состояние подростка; корректировка его поведения.Социальный педагог помогает детям и их родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия.В зависимости от характера проблем социальный педагог должен оказывать ребенку, употребляющему алкоголь, следующую помощь:
1.Осуществлять комплексную программу по образованию, воспитанию, развитию и социальной защите подростка в учреждениях и по месту жительства обучающегося.
2.Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.
3.Выявлять потребности и интересы, конфликтные ситуации, трудности и проблемы, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
4.Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств.
5.Определить задачи, методы, формы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.
6.Организовывать различные виды социальной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.
7.Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
8.Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.
9.Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.
Подростков необходимо вовлекать в организацию и проведение различных мероприятий познавательного, общественно-значимого и спортивного характера.В настоящее время существует система организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свои потребности в признании, общении, самоутверждении.
Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства подростка, обнаруживать «проблемное поле», проектировать и прогнозировать возможные варианты поведения ребенка, влиять на мотивационно-потребностную сферу.Он также должен уметь вызывать желание к самовоспитанию, самосовершенствованию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм.Социально-педагогическая деятельность, в свою очередь, должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственных чувств, нравственного сознания, социально-значимых установок в жизненном самоопределении, а значит, и нравственного поведения подростка.
В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, охватывающими все периоды жизни человека: от детства до старости.В данном исследовании анализируется одна социальная проблема – ранний алкоголизм.
Проблема употребления алкоголя учащимися очень актуальна в наши дни.Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды.Этим и определяется растущий научный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.
К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 10 лет.О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 14 лет [16, 52].
Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества.От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей.Алкогольные напитки особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его.При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм.Она не только опасна для здоровья человека, но и практически неизлечима [1, 115].
Таким образом, все это наносит большой урон обществу, его культурным, материальным и духовным ценностям.Поиск эффективных форм и методов профилактики алкоголизма, в том числе социально-педагогической, является одной из задач современной социальной педагогики.
Цель исследования – на основе изученной литературы выявить направления и содержание СПД по решению проблемы раннего алкоголизма.
Объект исследования – алкоголизм как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования – структура СПД по профилактике раннего алкоголизма.
1.Раскрыть проблему раннего алкоголизма.
2.Выявить причины и последствия раннего алкоголизма.
3.Определить уровни вовлеченности детей в употреблении спиртных напитков.
4.Рассмотреть структуру социально-педагогической деятельности по профилактике и реабилитации детей, склонных к употреблению алкоголя.
Методы исследования – анализ научной литературы.
Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем.Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.
Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысячи лет назад.Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта – продукта брожения различных растительных веществ – повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.
Изобретение водки относят к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.
Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное, одурманивающее».Еще в VIII в.арабы были знакомы с дистилляцией и, вероятно, умели получать более крепкие спиртные напитки, чем вино [19, 46].В Европе лишь в XIV в.был изобретен способ дистилляции спирта, присутствие которого в вине было доказано еще в XII в.Арабские алхимики называли спирт «душой вина» и использовали его главным образом для медицинских целей.
На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.
Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.
Этому способствовало ряд причин.Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем.Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству.Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности экспорта любой страны [17, 227].
Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет.Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г.по сравнению с 1950 г.оно выросло в 10,4 раза.И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством [11, 17].
Ученые всего мира на протяжении почти сорока лет все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение – детей, подростков, молодежь.Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними.Так в США (штат Нью-Йорк) 91 % 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки.В Канаде около 90 % учащихся 7-9 классов употребляют спиртные напитки.В ФРГ 1 процент детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживается полицией.Согласно данным всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков [10, 31].
Существует несколько определений алкоголизма.С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам.Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления).В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами [12, 24].
Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 5 – 6 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло.По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки.С социальных позиций – алкоголизм – форма девиантого поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [7, 228].
В юридической и медицинской литературе наряду с термином “алкоголизм” употребляется термин “пьянство”.Пьянство – это начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков [3, 47].
Все – и хорошее, и плохое – начинается с детства.Да и пьяницами становятся чаще всего с молодых лет.Во всяком случае, первое знакомство с алкогольными напитками происходит в школьном возрасте и у многих людей продолжается всю жизнь.Причем, чем чаще принимается алкоголь, тем быстрее появляются тяжелые формы хронического алкоголизма [26, 65].
Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны.Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста.До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для “аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам).В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т.д.С 14-15 лет появляются такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т.д.Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем.Для девочек типична в основном вторая, “традиционная” группа мотивов.Обычно это бывает так сказать, “невинная” рюмочка в честь дня рождения или другого торжества.И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно.Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует вправе выпить с товарищами, подружками или даже одному, если появится такая возможность [24, 64].
Болезненное пьянство развивается у детей куда быстрее, чем у взрослых людей.То, что у взрослого алкоголика будет формироваться годами, у юного создания проявится через несколько недель.Среди тех, кто стали безнадежными пьяницами, очень редки лица, которые впервые приобщились к водке случайно или в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств.В основном это жертвы сознательного спивания их взрослыми, в первую очередь родителями и соседями [18, 5].
Если обобщить мнения ученых, то можно условно выделить следующие этапы возникновения хронического алкоголизма.На первом этапе (он начинается в 7-12- летнем возрасте и длится в среднем от 4-5 месяцев до 1-1,5 лет) отмечается постепенное привыкание алкоголю.Поначалу алкоголь принимается в кругу семьи – на дне рождения или еще на каком-нибудь семейном празднике.Потом мальчишка сливает в одну посуду остатки недопитого родителями и гостями спиртного и пьет эту смесь.Чрезвычайно редки случаи, когда ребенок по ошибке выпил водку, приняв ее за нечто иное.Первое знакомство с алкоголем обычно оставляет дурной осадок и отбивает у ребенка желание пить.Но стойкие алкогольные традиции в семье и обществе, сознательное спаивание детей взрослыми, дух молодечества, подогреваемый в ребенке взрослыми людьми, – все это принуждает подростка продолжить выпивку.Вскоре он начинает ощущать после выпивки раскованность, внутреннюю свободу.У него повышается настроение, уменьшается чувство собственной неполноценности.И хотя подросток ощущает головокружение, головные боли, нарушение координации движений, однако принятые ощущения, связанные с чувством свободы и раскованности, кажутся ему более ценными и необходимыми.
Если на этом этапе не удастся остановить процесс формирования у ребенка алкогольных стереотипов (а этим должны заниматься не врачи, а родители и педагоги), то может наступить следующий этап.Подросток начинает активно стремиться к алкоголю, четко сознавая, что после выпивки у него появляется прекрасное настроение и бесстрашие в отношении взрослых лиц противоположного пола.Такие ребята обычно создают группировки, единственным занятием которых является добывание спиртного, их распитие, а потом рассказы о своих подвигах, совершенных в состоянии опьянения.Члены этих групп нередко совершают дерзкие анти социальные поступки, порой отличающиеся непостижимой жестокостью.
На третьем этапе все процессы усиливаются.Подросток пьет уже не только вечером, но и на протяжении дня, не только в компании, но и в одиночестве, не только вино или водку, но и всякие суррогаты.Все уходит на задний план – спорт, увлечения.
У одной трети таких регулярно пьющих людей сначала нарушается память.Через 1-1,5 года болезнь переходит на следующий этап – физической зависимости от алкоголя, когда не пить человек уже не может.Резко повышается количество выпитого, которое нужно, чтобы вызвать опьянение.Нарастает антисоциальность: в школу дети уже ходят, околачиваются на улице возле магазинов, по утрам у них трясутся руки, бывают и другие признаки похмелья.
Многие ученые раньше считали, что причиной алкоголизма подростков является их биологическая дефектность.Это неверно: научные исследования показали, что две трети алкоголиков, приобщившихся к пьянству в подростковом возрасте, не обнаруживали до этого никаких биологических аномалий.Тут решающая роль принадлежит семье.Лишь у 16% будущих алкоголиков в семье не было пьяниц.Из этого ясно, на что следует направить усилия общественности.Ведь на любом этапе появления болезненной склонности к пьянству никогда не поздно остановиться.Это в первую очередь зависит от самой личности и от ее окружения.Злоупотребление алкоголем наносит огромный ущерб каждому отдельному человеку и обществу в целом [1,50].
Следует, что детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем.Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.