Оглавление
Главная > Конспект
Министерство социального развития Саратовской области
ГУ «Вольский центр социальной поддержки семьи и детям «Семья»
Конспект на тему: «Влияние алкоголя на организм подростков»
Специалист по соц.работе Серова Т.В
Цель: Формирование установок на соблюдение принципов здорового образа жизни, базирующихся на отвержении вредных привычек и приобщению к валеологической культуре.
донести до сознания подростка информацию о последствиях приёма алкоголя в раннем возрасте;
сформировать у детей стойкое отрицательное отношение к алкоголю;
воспитать у детей ответственное отношение к своему здоровью и здоровью своего потомства.
Влияние алкоголя на несовершеннолетних.
Мы поговорим с вами о том, как влияет на подрастающий организм употребление алкоголя любой крепости, так как наверно вы и ваши родители думаете, что наверное, пиво или шампанское не оказывает такого разрушительного двоздействия на организм.Так вот Вы ошибаетесь и сейчас я Вам это докажу.
Несовершенство детского организма, делает его более чувствительным к спиртному.Ведь ребёнок растёт, постоянно изменяется и в основе процессов роста, как и в основе жизни в целом, лежит обмен веществ в организме, который в свою очередь регулируется процессами, которые происходят, преимущественно, в коре головного мозга.
В младшем школьном возрасте (7-12 лет) продолжается развитие нервной системы.В 7 лет по-прежнему отмечается преобладание процессов возбуждения, недостаточность внутреннего торможения: следовательно, остаётся повышенная истощаемость клеток коры, быстро, наступает утомление с развитием охранительного торможения.С 8-9 лет внутреннее активное торможение усиливается, окончательно выявляется и закрепляется тип высшей нервной деятельности ребёнка.
В среднем школьном возрасте (12-14 лет) эндокринные сдвиги, связанные с половым созреванием, вызывают неустойчивость нервных процессов, несмотря на то, что нервная система достигает к 14 годам значительной степени функционального развития.Эта неустойчивость нервных процессов у подростков проявляется в виде эмоциональной возбудимости.
Алкоголь, попадая в организм ребёнка или подростка, проникает в кровь и мозг – самые богатые водой ткани нашего организма.Мозговая ткань детей значительно богаче водой, чем у взрослых, она очень быстро всасывает алкоголь.Вследствие незрелости нервных клеток и повышенной рефлекторной возбудимости коры больших полушарий, слабости тормозных процессов в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у детей часто возникают тяжёлые отравления, различные заболевания.Приём алкоголя нарушает умственную деятельность – слабеет память, страдает мышление.
Высока чувствительность к алкоголю у детей ослабленных, часто болеющих, и особенно тех, которые имеют, или перенесли в прошлом какие-либо поражения нервной системы, например: родовую травму, сотрясения мозга, менингит, энцефалит.Алкоголь, как правило, отягощает последствия этих заболеваний.
Алкоголь, поражает в первую очередь нервную систему, одновременно действует и на другие органы и ткани.Сердечно-сосудистая система в период роста и развития детей функционирует в условиях повышенной нагрузки.Сердце ребёнка растёт пропорционально его общему росту, т.е.наиболее интенсивно в раннем возрасте.При таком интенсивном росте волокна сердечной мышцы обильно снабжаются кровью и лимфой, что облегчает влияние на сердце различных токсических веществ, например алкоголя.Под действием алкоголя учащаются сердечные сокращения, появляется одышка, могут возникнуть сжимающие боли в области сердца.Алкоголь понижает содержание кислорода в крови, тем самым действует на сердечную мышцу, заставляя сердце ребёнка работать в ещё более напряжённом ритме.
Значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе у детей среднего школьного возраста (12-14 лет).В период полового созревания, как у мальчиков, так и у девочек часто наблюдается нарушения ритма сердечной деятельности.В 15-18 лет у подростков нередко наблюдаются функциональные нарушения ритма сердечной деятельности, сопровождающиеся проходящими со временем шумами, повышением кровяного давления, изменением сердечного ритма.Эти нарушения, как правило, носят временный характер, но они требуют рациональной организации режима труда, отдыха, питания подростков.При приёме спиртных напитков они усугубляются.
Воздействие на дыхательную систему.
Дыхательная система в различные возрастные периоды у детей также имеет свои отличия.И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте наблюдается высокая возбудимость дыхательного центра.Даже непродолжительное напряжение, отрицательные эмоции ведут к быстрому нарушению ритма дыхательных движений.Употребление алкоголя детьми может привести к нарушению ритма дыхания и даже к его остановке.При частом употреблении спиртных напитков у детей могут раздражаться более нежные, чем у взрослых, слизистые оболочки верхних дыхательных путей.Пары алкоголя, выделяющегося через легкие из крови, способствуют повреждению органов дыхания.Это может привести к воспалительным процессам в носоглотке, гортани, легких, бронхах, к развитии.Бронхита, пневмонии, которые у детей и подростков принимают более затяжной характер и плохо поддаются лечению.
Воздействие на пищеварительную систему.
Алкоголь вызывает у детей серьёзные, необратимые заболевания органов пищеварения, печени, почек.Отличительной особенностью желудка и кишечника детей является повышенная проницаемость их стенок.Поэтому все токсические вещества, поступающие в желудок и кишечник, в том числе и алкоголь, легко и быстро проникают в кровяное русло, затем в головной и спинной мозг, вызывая развитие тяжёлых отравлений.Кроме того, у детей слизистые оболочки желудка и кишечника нежнее, чем у взрослых, и алкоголь сильнее раздражает желудочно-кишечный тракт ребёнка и подростка.Это приводит к быстрому нарушению секреции желудочного сока и ферментов.При этом нарушаются усвоение питательных веществ, поступающих в желудочно-кишечный тракт, обменные процессы и как следствие этого – рост и развитие ребёнка.Употребление спиртных напитков способствует развитию у детей необратимых органических заболеваний желудка – гастритов, язв и даже злокачественных опухолей.
Несовершенна у растущего организма и деятельность печени.Этим объясняется её быстрое поражение при многих интоксикациях.Печень принимает участие в углеводном и белковом обмене, участвует в формировании иммунитета, что особенно важно в детском возрасте.При алкогольной интоксикации у ребёнка возникает воспаление печени, она увеличивается.
В связи с более энергичными процессами обмена веществ в детском возрасте, в том числе и водного обмена, деятельность почек протекает более энергично и работа почек под влиянием алкоголя у детей нарушается значительно раньше и в большей степени, чем у взрослых.В почках развиваются явления склероза, могут обостриться хронические заболевания почек – нефрит, пиелонефрит.
К концу младшего школьного возраста (к 11 годам) усиливается деятельность половых желёз.Глубокая перестройка эндокринной системы, рост половых желёз, усиление активности щитовидной железы, надпочечников, задней доли гипофиза – всё это наблюдается в возрасте 12-14 лет, как у мальчиков, так и у девочек.Алкоголь поражает многие железы внутренней секреции, в первую очередь щитовидную железу, гипофиз, надпочечники, половые железы.У детей поражение этих желёз ведёт к необратимым изменениям в процессах роста и развития всего организма.На фоне алкогольной интоксикации могут развиться сахарный диабет и другие эндокринные заболевания.Особенно опасно употребление спиртных напитков в период полового созревания.
Значительный вред приносит алкоголь подросткам и юношам, что связано с незавершённостью анатомо-физиологических и психических процессов развития в их организме по сравнению с организмом взрослого человека.Сердце, особенно в начале переходного периода, ещё небольшое, не соответствует величине и объёму других органов, в головном мозгу только начинают устанавливаться те условно-рефлекторные связи, которые характеризуют деятельность мозга взрослого человека.
Как в это время в связи с развитием скелетных мышц и активизацией желёз внутренней секреции возникает много новых желаний и интересов, которые молодёжь тем или иным путём старается удовлетворить.Силы, бьющие в них, стремятся найти выход.А это проявляется в чрезмерной подвижности, повышенной возбудимости, несдержанности.В переходном возрасте трудно подавить свои желания, и это приводит к тому, что чувства берут вверх над разумом.
Остро переживает молодёжь стремление старших ограничить их инициативу, подавить самостоятельность.Они хотят как можно скорее освободиться от опеки, стать взрослыми.Но иногда это стремление приобретает уродливые формы.Молодые люди начинают подражать тому, что они принимают за проявление самостоятельности, независимости.Именно в переходном периоде обычно и происходит первое знакомство с алкоголем.
Разные причины способствуют этому.Иногда это любопытство, желание испытать незнакомое чувство опьянения, иногда – результат необдуманных поступков старших, которые привлекают молодёжь к совместным выпивкам.А нередко юноше кажется, что если его увидят в пьяном состоянии, этаким разухабистым рубакой парнем, – вроде, как взрослым.
Острое алкогольное опьянение у детей и подростков и связанные с ним осложнения.
Острое алкогольное отравление у ребёнка и подростка наступает при приёме небольших доз алкоголя, протекает значительно тяжелее, чем у взрослого, и представляет большую опасность для жизни.Опьянение наступает быстро, развивается бурно, и последствия его подчас трагичными.Доказано, что чувствительность ребёнка к алкоголю в 4-6 раз выше, чем у взрослых.Даже однократный приём сравнительно небольшого количества спиртного может вызвать сильное отравление у ребёнка.
Наиболее часто детей «угощают» спиртными напитками их старшие товарищи по играм или взрослые.Причём нередко взрослые делают это с «добрыми» намереньями, в «лечебных» целях.Якобы алкоголь в ряде случаев может оказать пользу детям, например способствовать улучшению сна, повышению аппетита, или что употребление спиртного в детстве якобы предотвращает возможность развития пристрастия к нему впоследствии, во взрослые годы.Наркологи говорят, что чем раньше человек знакомится со вкусом спиртных напитков, тем больше у него шансов пристраститься к ним.
Нередки случаи отравления спиртными напитками во время праздников, когда увеличивается возможность бесконтрольного попадания в их руки спиртных напитков.Известно немало случаев, когда рюмка коньяка, 50-70 г водки, стакан вина у одних подростков вызывали сильное речевое и двигательное возбуждение, которое в течение многих часов не удавалось при вести в норму, у других являлось причиной тяжёлых эпилептических припадков, у третьих вызывало длительный, до 36 ч.глубокий сон, при котором наблюдалось понижение рефлексов, кожной и слуховой чувствительности.
Воздействуя на центральную нервную систему, алкоголь временно парализует важнейшие отделы коры больших полушарий мозга и тем самым затрудняет умственную деятельность.В разное время были проведены многочисленные наблюдения за психическими процессами у подростков под влиянием алкоголя.Результаты этих наблюдений оказались чрезвычайно убедительными.Только от однократного приёма незначительного количества алкоголя у подростков заметно расстраивается умственная деятельность: слабеет память, уменьшается способность к вычислениям, страдает логическое мышление.После приёма алкоголя подростки долго не могут выучить наизусть даже несложное стихотворение, путают содержание рассказа.Они не справляются с доступными им арифметическими задачами, теряют сообразительность и способность логически мыслить.
Влияние алкоголя на потомство.
Нельзя умолчать и ещё об одном прискорбном обстоятельстве – влияние алкоголя на потомство.Дети в семьях алкоголиков не обязательно вырастают пьяницами, но, тем не менее, именно в таких семьях это случается значительно чаще, чем в остальных.Тут играет роль как непосредственное влияние алкоголя на развивающийся плод и на новорожденного, так и влияние воспитания и дурного родительского примера, недостаточность питания и вообще плохих условий жизни детей в семьях алкоголиков.
Клинические наблюдения убеждают, что у алкоголиков нередко рождаются слабые дети, страдающие нервными и психическими болезнями, в частности эпилепсией.Их умственное развитие иногда задерживается.
Здоровье будущего ребёнка определяется рядом факторов: во-первых, это условия формирования половых клеток матери и отца; во-вторых, условия внутриутробного развития плода; в-третьих, роды, период грудного вскармливания; наконец, в-четвёртых, условия внешней среды, в которой будет протекать жизнь родившегося ребёнка.
На всех этапах формирования организма контакт с алкогольным ядом опасен и может в дальнейшем проявиться нарушениями физического и психического здоровья.Риск развития тяжёлых нарушений здоровья тем выше, чем более продолжительно и интенсивно воздействие алкоголя.
Влияние на развивающийся организм хронической алкогольной интоксикации.
При постоянном длительном приёме алкоголя возникают стойкие изменения человеческого организма.Эти изменения, в конце концов, нарушают равновесие организма со средой, лишают его возможности приспосабливаться к жизненным условиям, т.е.формируют болезнь, которая именуется хроническим алкоголизмом.
При хроническом алкоголизме самым большим изменениям подвергаются клетки коры головного мозга.Они сморщиваются, набухают, ядро их растворяется.Часто наблюдаются точечные кровоизлияния.У подростков в связи с особой ранимостью головного мозга все эти явления возникают быстрее и протекают тяжелее.Поэтому в подростковом и юношеском возрасте симптомы хронического алкоголизма формируются значительно быстрее, рано наступают выраженные изменения личности, исчезают морально-нравственные критерии.Такие ребята легко вовлекаются в различные правонарушения и в результате либо становятся пациентами психиатрических больниц, либо попадают в исправительные колонии.
К сожалению, никто не может предсказать, когда, после какой рюмки появится неудержимая потребность в алкоголе.В какой-то момент клетки организма включают его в свой обмен и с этих пор уже не могут без него обходиться.Так обмен веществ становиться ненормальным, а подросток – алкоголиком.
Вот чем может закончится употребление алкоголя в столь нежном возрасте.
План-конспект урока по биологии (8 класс) по теме:
Влияние алкоголя на организм человека.
Краткий конспект о влиянии алкоголя на организм человека.Материал может быть использован на уроках биологии в 8 классе, на класных часах.
Предварительный просмотр:
Влияние алкоголя на организм человека (краткий конспект).
В школьном возрасте люди правильно понимают проблему алкоголизма.Но во взрослой жизни проблема злоупотребления спиртными напитками существует.Вот некоторые статистические данные (слайд презентации).
Выступление учащихся с сообщениям на тему «Влияние алкоголя на организм человека» + презентация.
Мозг.Алкоголь крайне неблагоприятно влияет на сосуды головного мозга.В начале опьянения они расширяются, кровоток замедляется, что приводит к застойным явлениям в головном мозге.Затем, когда в крови помимо алкоголя, начинают, накапливаются вредные продукты его распада, наступает резкий спазм, сужение сосудов.Поэтому в состояние опьянения довольно часто такие опасные осложнения, как мозговые инсульты, приводящей к тяжелой инвалидности и даже смерти.Береги себя.
Многими учеными отмечено, что алкоголизм ведет к преждевременному старению всего организма.Кожа становится дряблой, морщинистой, теряет тонус.Алкоголизм замедляет процессы распада в организме, в крови появляется дефицит аминокислот, необходимых для мышц, снижается запас белков, это плохо отражается на выносливости, силе и скорости.Также под воздействием алкоголя организм теряет значительное количество жидкости, происходит обезвоживание мыщц, теряют эластичность, затормаживается перенос питательных веществ, физические нагрузки в таком состояние принесут только вред .Береги себя.
Сердце.Когда алкоголь с кровью попадает в сердце, он разрушает клетки сердечной мышцы.Появляются микрорубцы, мышца теряет эластичность, работает на пределе возможности и захлебывается кровью, не успевая ее проталкивать.Сердце покрывается жировой тканью, поэтому оно у пьющего человека оно всегда увеличено.В артериях и капиллярах образуются тромбы, которые перекрывают доступ кислорода и питательных веществ к части сердечной мышцы.Ткани сердца отмирают.Это называется инфарктом.Береги себя.
Отрицательное воздействие оказывает алкоголь на желудок и кишечник.
Желудок первым воспринимает влияние концентрированной порции спиртного напитка.К чему же это приводит? Главное проявление этого воздействия – развитие алкогольного гастрит, сопровождается ощущением слабости, снижением работоспособности, неприятным привкусом во рту , тошнотой.
Нарушается деятельность тонкого и толстого кишечника.Нарушается стул, повышение температуры тела, похудание больных.Если продолжать принимать алкоголь, то болезнь может прогрессировать и закончится трагически.Береги себя.
Печень.Любые дозы алкоголя самым разрушительным образом действует на печень,
которая принимает на себя первый удар алкогольного яда.Клетки печени отмирают и замещаются жиром.Начинается жировое перерождение печени.За ним приходит цирроз.Место погибших клеток занимает соединительная ткань, печень покрывается рубцами, пропускная способность печени уменьшается.Кровь начинает застаиваться в кровеносных сосудах желудка, пищевода, кишечника, поджелудочной железы: создаются предпосылки для разрывов стенок сосудов и внутренних кровотечений.Береги себ я.
При алкоголизме страдают и почки – органы участвующие в регуляции водно – солевого обмена, в выделении различных шлаков.Постоянный длительный прием алкоголя вызывает хронические заболевания почек (нефрит, почечнокаменную болезнь и др.) .Небольшие дозы алкоголя повышают мочеотделение, что связано с раздражением действия спирта на почечную ткань, с влиянием его на сердечно – сосудистую систему, с повышенной фильтрационной способности почек.Береги себя.
Алкоголь пагубно влияет на половые клетки , нарушая их созревание, жизнеспособность, вызывая в организме изменения.У женщин, страдающих алкоголизмом, беременность наступает редко, часто происходят выкидыш.В ранние сроки беременности может происходить повреждение плода (алкогольный сидром плода), получая алкоголь с кровью через плаценту.Дети алкоголиков рождаются с дефектами.Организм их, плохо развивается, они чаще болеют, не в состояние усваивать комплекс знаний и навыков, необходимых для человека.И помочь врачи им практически не могут .Береги себя.
3.Деятельность учащихся в классе.Перед учащимся на столах имеются изображения человеческих органов.Отложите в сторону те картинки, на которых изображены те органы, на которые отрицательно влияет алкоголь, и вклейте их к себе в рабочий лист.
4.С употребление спиртных напитков связано много заблуждений и даже мифов.Перед учащимися на столе лежат утверждения об алкоголе, ученикам найти верные утверждения и приклеить их в рабочий лист.Мифы отложить в сторону, а потом выбросить в мусорную корзину.При этом учитель говорит: «Я надеюсь, что алкоголь не найдет места в вашей жизни вы выбросите эти представления в мусорную корзину»
Верные утверждения об алкоголе:
1.У женщин употребляющих алкоголь серый цвет лица.
2 .Нарколог запрещает получать водительские права хроническому алкоголику.
3.Молодой человек, стоящий, на учете у нарколога, не получает медицинской справки для получения в ВУЗ.
4.У хронического алкоголика трясущиеся руки и бессвязная речь.
5.Алкоголь отрицательно воздействует на организм человека.
6.От больных алкоголизмом рождаются дети с различными дефектами.
7.Дети алкоголиков нервные, вспыльчивые.
8.Преступления чаще всего совещаются в состояние алкогольного опьянения.
9.От родителей алкоголиков чаще всего убегают дети.
10.Родителей злоупотребляющих алкоголем лишают родительских прав.
Мифы об алкоголе:
11.Алкоголь – пищевой продукт.
12.С помощью алкоголя можно быстрее согреться.
13.Алкоголь – лекарство от простуды.
14.Алкоголь – снижает стресс.
15.Алкоголь – повышает работоспособность.
16.Алкоголь – понижает артериальное давление.
17.Качественный «элитный» алкоголь не вредит здоровью.
18.Алкоголь – усиливает аппетит.
19.Пиво – это не алкоголь.
20.Вино содержит много витаминов и является эликсиром долголетия.
Прочитать что получилось (верные утверждения).Это и будет выводом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: • Формирование у учащихся представления об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь Задачи: • Дать учащимся первоначальную информацию о влиянии алкоголя на р.
Метод проектов.Исследовательская работа группы воспитанников под моим руководством.Профилактика вредных привычек.Привитие навыков ЗОЖ.
Задачи: 1.Обобщение знаний о последствиях употребления алкоголя.2.Развитие ценностей ЗОЖ.3.Создание условий для формирования коммуникативной компетентности посредством: освоения информационных техноло.
круглый стол “Влияние алкоголя на организм человека”.
Класснвй час посвященный вредним привычкам – алкоголь.
Показать влияние алкоголя на растения, насекомых, на организм подростка, женщины, мужчины; заставить учащихся задуматься над проблемой пьянства, отказаться от употребления спиртных напитков.
Показать влияние алкоголя на растения, насекомых, на организм подростка, женщины, мужчины; заставить учащихся задуматься над проблемой пьянства, отказаться от употребления спиртных напитков.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека
Ученые давно изучают алкоголь и его влияние на здоровье человека.
Этанол – основное составляющее алкоголя – медленно, но верно разрушает здоровье.Жертвами спирта становятся не только хронические алкоголики, но и те, кто регулярно умеренно употребляет горячительные напитки.
Алкоголь – это убийца
В России алкоголь является прямой или косвенной причиной почти полумиллиона смертей в год: от отравлений, несчастных случаев, бытового насилия и хронических заболеваний, вызванных регулярным употреблением спиртных напитков.
Около 30 % смертей среди мужчин и 15 % – среди женщин – вызваны употреблением алкоголя.
1/3 все самоубийств совершается под влиянием алкоголя.
50 % ДТП происходит с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения.
Жизнь у пьющих людей сокращается на 10-15 лет.
Алкоголь: безопасное употребление
Ученые давно вывели формулу безопасного употребления этанола.При соблюдении этих норм алкоголь не причиняет вреда здоровью.
- Употреблять алкогольные напитки можно не чаще 3-х дней в неделю.
- Максимальная дневная доза этанола для мужчин – 20 г.Это соответствует 30 мл водки, 100 мл вина, 300 мл пива.
- Разовая доза этанола для женщин не должна превышать 10 г: 15 мл водки, 50 мл вина, 150 мл пива.
Превышение установленных доз наносит организму явный ущерб – он не в состоянии нейтрализовать воздействие спирта на свои системы и органы.
При правильном употреблении качественный алкоголь может быть полезен.
- Красное вино (натуральное) укрепляет иммунитет и сосуды, выводит из организма шлаки и токсические вещества.
- Натуральное белое вино и шампанское положительно воздействуют на сердечную систему.
- Глинтвейн укрепляет организм в борьбе с простудой, бронхитом, пневмонией.
- Пиво замедляет процессы старения, снижает риск появления сердечных болезней, помогает предотвратить заболевание раком, болезнями Паркинсона и Альцгеймера.
- Водка снижает уровень холестерина в составе крови.
Алкоголь: в чем опасность
Только 5 % алкоголя выводится из организма напрямую: посредством потоотделения и мочеотделения.Оставшиеся 95 % этанола поступают в пищевой тракт, кровеносную систему, в нервные клетки и мозг, печень и почки.Внутри организма этанол окисляется и перерабатывается.В процессе окисления разрушаются собственные клетки и ткани организма.Они повреждаются: покрываются язвами, рубцами, ожогами, отмирают.Это ясно видно при изучении внутренних органов хронического алкоголика.
Существует и смертельно опасная доза алкоголя – это 1 – 1 ¼ л алкоголя для взрослого человека.
Каким образом алкоголь вредит здоровью человека?
Пищеварительный тракт
Первоначально алкоголь попадает в пищевод и желудок.Этанол повреждает и разрушает внутренние слизистые оболочки этих органов, вызывает их ожог и омертвение.Одновременно начинается гибель желез, которые вырабатывают пищеварительные ферменты: желудочный сок, желчь, инсулин.В результате желудок прекращает эффективно работать: пища подолгу остается внутри, питательные вещества не задерживаются в организме.
Какие заболевания пищеварительных органов вызывает употребление алкоголя?
Нарушение пищеварения (боли в желудке и в животе)
Панкреатит
Воспаление поджелудочной железы, когда она начинает «переваривать» саму себя.Токсины, выделяемые поджелудочной железой, попадают в кровеносную систему, мозг, печень и почки – это вызывает опасную интоксикацию организма.Лечение панкреатита проводится только стационарно.
Гастрит
Воспалительный процесс и отмирание внутренней оболочки желудка.Гастрит является предраковым состоянием и требует ежегодного стационарного лечения.
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Заболевание в острой форме лечится только стационарно.
Рак желудка, пищевода, ротовой полости
Злокачественная опухоль слизистых оболочек желудка – наиболее распространенное онкологическое заболевание, которое ежегодно уносит около 800 тысяч жизней во всем мире.
В 80 % летальных случаев рак полости рта и пищевода вызван злоупотреблением спиртными напитками.
Железы внутренней секреции
Хроническое заболевание, при котором постоянно повышен уровень глюкозы в крови.Сахарный диабет воздействует на все системы организма и может привести к слепоте, коме, гнойному поражению нижних конечностей и др.осложнениям.
Алкогольная импотенция
У 1/3 пьющих мужчин возникает импотенция, что приводит к появлению неврозов и депрессий.
У пьющих женщин рано прекращаются менструации, возникает бесплодие.
Мышцы и кожа
У трети пьющих людей возникают различные кожные болезни – это связано с интоксикацией организма и нарушением пищеварения.
Алкоголь вызывает атонию (дистрофию) мышечной ткани.
Сердце и кровеносные сосуды
Из желудка этанол поступает в кровь и воздействует на кровеносные органы.Спирт разрушает эритроциты – красные кровяные тельца.В результате нарушается снабжение кислородом всех органов и тканей организма.Кислородное голодание приводит к появлению следующих заболеваний.
Ишемическая болезнь сердца
Поражение миокарда (это средний мышечный слой сердца, который составляет его основную массу), вызванное недостатком кислорода.Проявляется в виде приступов стенокардии либо в форме инфаркта миокарда.
Атеросклероз
В артериях возникают отложения и бляшки, затвердевают стенки сосудов, нарушается кровообращение.Атеросклероз приводит к возникновению ИБС.
Аритмии
Нарушение нормального ритма сокращений сердца.Приступ аритмии приводит больного в состояние полной беспомощности.При ненормальном ускорении сердцебиения может последовать разрыв сердечной мышцы – он происходит в течение 2-х минут.Спасти пациента можно только в том случае, если он уже находится в реанимационной палате.
«Бычье сердце»
Распространенное явление среди молодых любителей пива.Чрезмерное поглощение пива приводит к увеличению объема сердца и повышению частоты его и сокращений.«Бычье сердце» приводит к появлению хронической гипертензии и различных аритмий.
Мозг и нервные клетки
Влияние этанола на нервную систему очевидно.В состоянии алкогольного опьянения человек не похож на себя, полностью меняется его поведение.Большая часть насильственных преступлений и бытовых убийств совершаются после употребления алкогольных напитков.
Больше всего страдает от этанола мозг – это токсичное вещество «убивает» кору головного мозга.
На фотографии мозга человека, страдающего алкоголизмом, мы видим следующее:
- мозг сморщен, усыхает в размерах;
- поверхность мозга покрыта отеками, рубцами, язвами;
- отмершие участки мозга покрыты кистами;
- сосуды мозга явно расширены, многие – разорваны.
Как влияет алкоголь на нервную систему?
- нарушается память и внимание;
- слабеют мыслительные процессы;
- появляется немотивированная агрессия;
- происходит деградация личности.
Органы выделения
Печень
Огромную нагрузку алкоголь налагает на печень.Этот орган защищает организм от токсинов, «обезвреживая» их до безопасных для организма веществ.Внутри печени этанол окисляется до ацетальдегида – высокотоксичного соединения.
Под влиянием алкоголя печень уменьшается в размерах, сужаются ее внутренние сосуды.Клетки печени – гепатоциты – отмирают и замещаются рубцовой тканью, которая не может защитить организм от токсических воздействий.Систематическое на протяжении 10-15 лет употребление алкогольных напитков вызывает появление цирроза печени.Цирроз печени ежегодно уносит около 300 тысяч жизней во всем мире.
Почки
Почки фильтруют все жидкости, попадающие в организм, в том числе и алкоголь.Небольшие дозы спирта действуют на организм как мочегонное, так как раздражающе воздействуют на ткань почек.Длительное воздействие алкоголя на почки приводит к появлению хронических болезней.
Нефрит
Воспалительное заболевание почек.Лечение заболевания происходит в стационаре, полное выздоровление занимает 2-3 месяца.
Иммунная система
Регулярное употребление спиртосодержащих напитков губительно действует на иммунитет.При этом все органы и системы ослаблены под воздействием этанола.В таком состоянии любое серьезное заболевание представляет серьезную угрозу для здоровья.Организму тяжело справиться даже с гриппом или простудой.Если человек, злоупотребляющий алкоголем, заболеет пневмонией, туберкулезом или другой серьезной болезнью, вполне возможен смертельный исход.
На фоне ослабленного иммунитета организм подвержен частым простудным заболеваниям и аллергическим проявлениям.
Регулярное употребление алкоголя вызывает нарушение работы всех органов и систем организма.
План-конспект занятия (6 класс) на тему:
«Влияние алкоголя на организм человека»
Задачи:
1.Обобщение знаний о последствиях употребления алкоголя.
2.Развитие ценностей ЗОЖ.
3.Воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя.
– Каждое второе преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения.Дети пьющих родителей в 4 раза чаще других людей заболевают алкогольной и наркотической зависимостью.Каждое восьмое ДТП происходит по вине пьяного водителя.С каждым годом число людей, которым ставится диагноз алкоголизм увеличивается на 6,5 %.
– Как сказал Пенн Вильям: «Пьянство есть гнуснейшее зло – оно вредит разуму, похищает здоровье, ослабляет дух, раскрывает тайны, побуждает к ссорам, дерзости и похоти.Пьяный не походит на человека, но более всего подобен скоту, потому что, когда человек пьян, разума у него не больше чем у животного».
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное казённое общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат
«Влияние алкоголя на организм человека»
Подготовила и провела:
1.Обобщение знаний о последствиях употребления алкоголя.
2.Развитие ценностей ЗОЖ.
3.Воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя.
Средства обучени я: учебно-наглядные средства: презентация, видеофильм.
- Организационный момент
- Объявление темы и постановка задач:
– Сегодня мы с вами поговорим, о негативном влияние алкоголя на организм человека.
– Каждое второе преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения.Дети пьющих родителей в 4 раза чаще других людей заболевают алкогольной и наркотической зависимостью.Каждое восьмое ДТП происходит по вине пьяного водителя.С каждым годом число людей, которым ставится диагноз алкоголизм увеличивается на 6,5 %.
-Как сказал Пенн Вильям: «Пьянство есть гнуснейшее зло – оно вредит разуму, похищает здоровье, ослабляет дух, раскрывает тайны, побуждает к ссорам, дерзости и похоти.Пьяный не походит на человека, но более всего подобен скоту, потому что, когда человек пьян, разума у него не больше чем у животного».
3.Беседа «Алкоголь в жизни общества»
Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен.Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры.С появлением керамической посуды началось виноделие.Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, как они готовили хмельные напитки.
Мотивы употребления алкоголя были различными:
*семейные праздники и традиции;
*стремление подражать старшим;
*стремление избавиться от скуки.
При употреблении алкоголя (пива, вина, водки) сначала возникает особое состояние психики – это хорошее настроение, самочувствие, сонливость.Затем наступает период нервозности, раздраженности, плохого самочувствия.Человек приобретает к алкоголю неудержимый характер влечения.С каждым разом, чтобы получить удовольствие, необходимо увеличивать количество употребляемого алкоголя.Так у человека появляется зависимость к алкоголю.Чувствительность к алкоголю тем выше, чем человек моложе.Поэтому небольшие порции алкоголя могут вызывать развитие слабоумия, потерю памяти.
Действие алкоголя на животных:
- При добавлении алкоголя в воду, где плавали золотые рыбки, наблюдалось сначала появление агрессивности, а затем вялости;
- Если спирт добавить в сахарный сироп пчелам, они начинали заниматься разбоем; отнимали у пчел своего же улья цветочную пыльцу;
- Слоны, при добавлении спирта в питье, топтали посевы, громили жилища, нападали на людей.
Человек так же становится возбужденным и ведет себя, как и животные, подобным образом.В таком состоянии совершаются все преступления, а
также человек сам оказывается объектом насилия других людей.
Подростки, употребляя алкогольные напитки, чаще подвергаются различным заболеваниям:
- у них нарушается память;
- они становятся нервными, вспыльчивыми;
- у них наблюдается умственная отсталость, они не справляются со школьной программой;
- развиваются болезни печени, поджелудочной железы, они чаще болеют.
Высказывания великих людей об употреблении алкогольных напитков:
«Вино губит телесное здоровье и умственные способности; губит благосостояние семей и что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство» (Л.Н.Толстой)
«Не пейте спиртных напитков.Пьющим яд, окружающим – пытка»
«Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно»
Презентация: «Влияние алкоголя на организм человека»
Педагог: – А сейчас просмотрим антиалкогольные ролики…(видеофильм)
1.Какие привычки считают вредными?
Вредные привычки – те, которые взывают зависимость и ухудшают умственное и физическое развитие человека.
4.Какие напитки считаются алкогольными?
Пиво, вино, водка.
5.Назовите причины употребления алкоголя.
Семейные праздники и традиции; стремление подражать старшим; стремление избавиться от скуки.
6.В чем проявляется отрицательное влияние алкоголя на организм?
Ухудшается память, человек становится нервными, вспыльчивыми; алкоголь вызывает умственную отсталость, трудности в учебе; развиваются болезни печени, поджелудочной железы.
-Какие выводы вы извлекли из сегодняшней беседы?
Список использованной литературы
- Баранова С.В.Стань свободным от вредных привычек.– Москва: Единение, 2007.
- Черясова И.А.Как избавиться от вредных привычек быстро и без проблем.- Москва: РИПОЛ классик, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткий конспект о влиянии алкоголя на организм человека.Материал может быть использован на уроках биологии в 8 классе, на класных часах.
Цель: • Формирование у учащихся представления об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь Задачи: • Дать учащимся первоначальную информацию о влиянии алкоголя на р.
Метод проектов.Исследовательская работа группы воспитанников под моим руководством.Профилактика вредных привычек.Привитие навыков ЗОЖ.
Задачи: 1.Обобщение знаний о последствиях употребления алкоголя.2.Развитие ценностей ЗОЖ.3.Создание условий для формирования коммуникативной компетентности посредством: освоения информационных техноло.
круглый стол “Влияние алкоголя на организм человека”.
Класснвй час посвященный вредним привычкам – алкоголь.
Показать влияние алкоголя на растения, насекомых, на организм подростка, женщины, мужчины; заставить учащихся задуматься над проблемой пьянства, отказаться от употребления спиртных напитков.
Конспект воспитательного мероприятия о вреде алкоголя, 7-8 класс
Не глядя, как к железной двери
Примерзла голая рука,
Рванул…
Пронзителен и тонок
Замерших петель ржавый стон…
И в ледяных слезах ребенок
Упал со стуком на бетон…
…Скрипя, покачивалось тело
В петле ременной на крюке.
А в Пищеторг письмо летело:
«План снова выполнен везде».
Словарная работа: «аврал», «пищеторг».
– О чем это стихотворение?
– Зачем отец пошёл в магазин?
– Скажите, что вы почувствовали, какие эмоции оно вызвало в вашей душе? (ответы детей).
– Прошу вас подумать и определить тему нашего занятия (ответы детей).
– Да, ребята, сегодня мы будем говорить об алкоголе.И тема нашего занятия: «Алкоголю скажем «нет»».
Мы должны понять, в чем заключается вред алкоголя, как он действует на организм человека и сделать свой выбор: пить или не пить.
II.Основная часть
1.Вступительное слово
– Не так мало людей, которые сталкиваются с проблемой злоупотребления алкоголем, они разного возраста и профессий.Но проблема у них одна.
– Какая проблема у этих людей?
– В вашем окружении есть люди, которые пьют?
– Вам это приятно? (нет, порой даже стыдно)
– А как вы думаете, с чего начинается пьянство? (Послушайте басню С.Михалкова.)
2.Чтение и обсуждение басни С.Михалкова «Непьющий воробей».
Во время птичьего банкета
Заметил Дятел – тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушка в бокале –
Вода! Фруктовая вода!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
«Штрафной» налили Воробью.
А он твердил свое: «Не пью! Не пью!»
«Не поддержать друзей? Уж я на что больная, –
Вопит Сова, – а все же пью до дна я!»
«Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!»
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
«Нет! Нет! – ему кричат.– Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей уже до дна!
А ну налить ему еще бокал вина!»
Наш скромный трезвенник недолго продержался –
Все разошлись, он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет!
– Вы прослушали басню Сергея Михалкова, а теперь мы ее обсудим:
• Куда пришел Воробей?
• Пил ли Воробей во время птичьего банкета?
• Почему Воробью пришлось «приклювить полбокала»?
• Что он услышал потом? («Раз взялся пить, так пей уже до дна!»)
• Чем закончился банкет для Воробья?
• А вам приходилось быть в такой ситуации, когда вам предлагали пить?
• Смогли бы вы отказаться? Как это сделать?
– На примере басни давайте выделим причины, которые ведут к употреблению алкоголя, когда человек первый раз тянется к рюмке.
* в компании друзей под давлением.
* чтобы не отличаться и не показаться слабым.
* из интереса, со своим другом.
* на празднике, где много людей, и много пьют.
* для храбрости.
* заглушить страх, боль, депрессию.
Словарная работа: «депре́ссия».
– Ребята, мы с вами выделили, самые распространенные причины пристрастия к спиртным напиткам.
– А поводов напиться очень много.Вот как английский поэт Роберт Бернс перечисляет поводы для пьянства.Его слова сохраняют актуальность в наше время:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С.Я.Маршака)
– С кем можно сравнить человека, который пьёт?
Один арабский мыслитель в 13 веке Абу – ль – Фарада написал, что человек, употребивший спиртное, в зависимости от степени опьянения выглядит как животное.Сначала – как павлин, потом – как обезьяна, затем – как лев, и наконец – как свинья.
– Объясните, почему человека сравнили с этими животными.Дидактическая игра.Соотнесите животное и качество его характеризующее.
павлин – красивый, великолепный
обезьяна – веселая, взбалмошная
Словарная работа: «взбалмошный».
лев – храбрый, сильный
свинья – грязная, некультурная
– Вы хотите так выглядеть?
Физ.минутка.Упражнение – энергизатор «Поздороваемся».
– Что обозначает слово «здравствуйте»? («желаю здравия» — быть здоровым) Мы сейчас поздороваемся друг с другом, пожелаем друг другу здоровья.Сначала поздороваемся с вами так, как здороваются люди разных народов.Для этого станьте в круг рядом со мной.
• по-американски.Хлопаем по плечу соседа и говорим «Хеллоу».
• по-гавайски.Хлопаем над головой в ладоши и сталкиваемся бедрами с соседом «Алоха».
• по-японски.Руки складываем ладонями перед собой «Яххо!».
• по-эскимосски.Тремся носиками.
• как северный олень.Стучим ножками, соединяя колено с коленом соседа.
3.Исследовательский блок.
– Ребята, а сейчас мы поговорим о том, какой вред организму наносит алкоголь.
Ученые долгое время проводили опыты на растениях, жуках, птицах, животных.В классе мы с вами тоже проводили опыты.
На основе экспериментов наши эксперты приготовили сообщения на тему «Влияние алкоголя на живые организмы».
Первый эксперт: Влияние алкоголя на развитие растений.
Цель опытов: доказать, что алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма.
1.Ход опыта: Семена гороха положили в чистую воду, они проросли.Потом вылили чайную ложку спирта, ростки гороха стали слабыми, неспособными к жизни.Затем добавили еще 2 ложки спирта, ростки и вовсе погибли.
2.Ход опыта: определяли влияние спирта на всхожесть семян.Для этого мы взяли две чашки, на дно которых поместили вату и по 10 семян гороха.В одну чашку добавили воды, а в другую раствор спирта.Через 4 дня уже можно было наблюдать, что в чашке №1 семена начинают прорастать, а в чашке №2 нет.
Вывод: спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.
Второй эксперт: Влияние алкоголя на пчёл.
Ученые установили, при попадании спиртного раствора в улей, через некоторое время пчелы прекращали рабочие вылеты и начинали вести себя странно: целыми днями оставались в улье и гудели, забывая о работе.
Вывод: у животных и птиц поведение под действием алкоголя становится похожим на поведение пьяного человека.
Третий эксперт: Влияние алкоголя на птиц.
Писатель А.Серафимович в своем рассказе «Гуси» описывает забавный способ поимки диких гусей: Вечером на берегу на месте кормежки гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе.Утром гуси едят этот горох и пьянеют.
Вывод: В таком состоянии гусей ловят просто «голыми руками».
– Ребята, давайте, сделаем вывод, как алкоголь влияет на живые организмы.(Опыты показали, алкоголь вреден для живых организмов).
– Сейчас я предлагаю вам посмотреть ролики на тему: «Влияние алкоголя на здоровье человека» (Просмотр роликов 7-9 мин.)
– Ребята, вы просмотрели ролики, какие последствия для здоровья человека имеет алкоголь.(Работа по схеме «Влияние алкоголя на здоровье человека»)
Вывод: алкоголь губит наш организм.
– Вам нужно рисковать своим здоровьем? Вы хотите быть здоровыми?
• Пьянство не только губит здоровье, но приносит очень много проблем.
4.Борьба с алкоголем в нашем городе.
– Ребята, а у нас в городе ведется борьба с пьянством? Зачем?
– Вы тоже нарисовали рисунки.Что вы в них выразили? (свое отношение к проблеме алкоголя).
III.Заключение
Подведение итогов.
– Наш воспитательский час подошел к концу.
– Что нового вы сегодня узнали?
• алкоголь губит живые организмы.
• алкоголь вредит здоровью человека
• чтобы быть здоровым не надо пить
– Как вы считаете, был ли полезным наш сегодняшний разговор?
– Я думаю, что наш разговор не прошёл даром.Вы правильно сделаете свой выбор.Спасибо за внимание.Берегите себя!