Принудительное лечение от алкоголизма в рб наркология

Тема статьи: Принудительное лечение от алкоголизма в рб наркология - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Самое крупное учреждение, где в Беларуси лечат от алкоголизма и наркомании, — РНПЦ психического здоровья.Сегодня 80% среди их пациентов с зависимостью — алкоголики.Если половина из них после лечения не пьет год, это успех.Ведь через год трезвой жизни, как правило, уже мало кто возвращается к прошлому опыту.

Сутки анонимного лечения от алкоголизма стоят 30−35 рублей

Владимир Иванов, заведующий 21-м наркологическим реабилитационным отделением РНПЦ психического здоровья, встречает нас в холле.На диване сидят и разговаривают двое мужчин, у одного из них длинные темные волосы, он одет в косуху.В палату напротив медсестра привезла на специальной тележке лекарства, на стенах отделения — рисунки пациентов.

Сейчас здесь — 48 больных.Отделение заполнено практически полностью, коек здесь 50.Большинство пациентов — мужчины, женщин 11.Здесь преимущественно лечатся люди, страдающие алкогольной зависимостью.Часть из них также употребляют наркотики, например, спайсы, соли, часто курят гашиш.Примерно 40% больных приехали сюда на анонимных условиях, а это значит платно.Остальных сюда направили наркологи, психотерапевты, такие пациенты получают помощь бесплатно.

РНПЦ психического здоровья.Здесь 1562 койко-места.Помимо людей с зависимостями, здесь лечат женщин с послеродовой депрессией, пациентов с психическими расстройствами и девиантным поведением, старческой деменцией.

Сутки платного лечения в отделении стоят 30−35 рублей.А в среднем койко-место в наркологическом отделении по стране обходится государству в районе 200 рублей в сутки.Курс лечения от алкоголизма 21−28 дней, однако «платники» порой заканчивают его раньше, чтобы сэкономить деньги.При этом если пациент считает, что он уже здоров, и врачи с этим согласны, его могут выписать и раньше.

Анонимное лечение чаще всего предпочитают жители Минска.Обратиться к врачам такой человек может даже без паспорта.

Средний возраст больных алкоголизмом в отделении — 25−45 лет.

— Часть страдающих алкоголизмом умирает, не доживают до пенсионного возраста.Мы с подростками практически не работаем, хотя среди них больные алкоголизмом тоже есть, — говорит Владимир Иванов.

Он замечает, что со временем в Беларуси стало много пивных алкоголиков, особенно среди женщин.При этом пивной алкоголизм развивается, если выпивать больше литра пива в день.По мнению завотделением, развитие чуждого для белорусов пивного алкоголизма произошло из-за «лоббирования пивного производства и того, что пиво долгое время в обществе не считали алкогольным напитком».

Владимир Иванов, заведующий 21-м наркологическим реабилитационным отделением РНПЦ психического здоровья.

Специалист уверен, что любой зависимый человек на самом деле стремится не к алкоголю или наркотикам.Он хочет изменить свое эмоциональное состояние.

— Человека можно научить бороться с этим и испытывать достаточно сильные эмоции, не употребляя алкоголь и наркотики, — уверен он.

Желание пить уменьшают с помощью лечения кислородом

Лечат от алкоголизма и наркомании в РНПЦ не только с помощью лекарств, но и физиотерапии, и психотерапии.После реабилитации люди ходят в группы поддержки и продолжают психотерапию.

Если человек был в запое два-три дня, перестал пить и ему плохо, очищают организм от шлаков в том числе в барокамере.В специальной закрытой колбе пациент лежит в течение 40 минут и вдыхает кислород под повышенным давлением.Давление там такое, как при погружении под воду на глубину три-пять метров.Из барокамеры пациент общается с медсестрой по специальному телефону.Для пациентов РНПЦ по показаниям такое лечение кислородом бесплатное.

Барокамеры для лечения кислородом.

После процедуры клетки организма насыщаются кислородом намного лучше, чем без нее, уменьшается желание употреблять алкоголь, улучшается сон.

— Одна женщина говорила, что даже кожа на лице подтянулась, — рассказывает Инна Якубович, заведующая отделением гипербарической оксигенации (лечение кислородом под повышенным давлением.- Прим.TUT.BY) РНПЦ психического здоровья.

Больным показано до десяти процедур в барокамере.Но воспользоваться ими могут не только люди с зависимостями и психическими расстройствами, а даже те, кто чувствует обычную усталость, перестал спать по ночам, у кого нарушился аппетит и ухудшилось настроение.Противопоказания — эпилепсия, судорожный синдром и боязнь закрытого пространства.

Аппарат МРТ, на котором исследуют пациентов РНПЦ психического здоровья.

Помимо барокамеры пациенты РНПЦ ходят на иглорефлексотерапию и в спортзал.

За 20−25 лет можно выйти на 6−7 литров алкоголя на душу населения в год

На диспансерном учете в стране на 1 августа 2017 года состоят около 164 500 больных алкоголизмом.При этом в Минске — около 35 тысяч человек, среди них около 5 тысяч — несовершеннолетние.Но они состоят на профилактическом учете, и речь идет о подростках которые попробовали алкоголь один-два раза.Среди этих пяти тысяч, по словам заведующего сектором наркологии организационно-методического отдела РНПЦ психического здоровья Владимира Максимчука, 25−30 человек, у которых болезнь четко выражена.

Владимир Иванов уверен, что белорусы — не самая пьющая нация, и по его наблюдениям, в стране стали пить меньше.Почему? Ответа на этот вопрос он не знает и говорит, что найти какое-то объяснение могли бы ученые, которые провели бы исследование.

— У нас пьют примерно так же, как во всем мире.Сказать, что у нас злоупотребляют алкоголем больше, чем в Литве или Германии, не могу.А пьют у нас, потому что алкоголь необычайно доступен.Он дешевый в продовольственной корзинке.При этом магазины на каждом углу.Отчего ж не пить в таком случае? — говорит он.

По данным ВОЗ, в 2016-м белорусы выпили 16,4 литра алкоголя на человека, и это второе место в мире после Литвы.По информации Белстата, в прошлом году у нас приходилось 8,8 литра на душу населения.

Как в целом побороть алкоголизм в стране, Владимир Иванов знает уже давно.Правда, многолетнее обсуждение одних и тех же вещей стало для него скучным.

— Я даже перестал куда-либо ходить, потому что говорить одно и то же, честно говоря, надоело.В наркологии известно уже все.Ничего нового вы не откроете.Что нужно сделать? Должна быть сбалансирована цена на алкоголь.В годы моей молодости, а это 40−45 лет назад, бутылка водки стоила 2 рубля 87 копеек, на 13 копеек покупался плавленный сырок.При этом буханка хорошего хлеба стоила 20 копеек, килограмм мяса цыпленка-бройлера — 70 копеек.Посмотрите, какой разрыв цен (сейчас пол-литровая бутылка водки в магазине стоит 7−8 рублей, килограмм куриного мяса дешевле.- Прим.TUT.BY)? Цена была сбалансирована.Также нужно сократить количество мест торговли алкоголем и проводить грамотное санитарное просвещение с детсадовского возраста.Людям надо объяснять, что такое алкоголь, как его можно и нельзя использовать.При этом возрастной ценз на продажу алкоголя надо повысить до 21 года.Все это известно, написано и переписано.Это вопрос только политической воли.Если принимается решение, то за 20−25 лет можно выйти на оптимальный уровень потребления алкоголя, на 6−7 литров.Ниже он все равно не опустится в нашей алкогольной культуре.

Главный нарколог Минздрава Иван Коноразов.

Минздрав, со своей стороны, предлагает ограничить время продажи алкоголя, в том числе и пива, по всей стране и реализовывать его только с 9 утра до 23 часов вечера.После этого времени его могут продавать только в кафе и ресторанах.

— Мы вместе с МВД отслеживали статистическую информацию.Есть четкая доказательная база, что в большей степени преступления ночью и поздним вечером связаны с употреблением алкоголя.Их совершают уже подвыпившие люди, — объясняет главный нарколог Минздрава Иван Коноразов.

При этом ведомство предлагало продавать на АЗС только сувенирную алкогольную продукцию.

По мнению Ивана Коноразова, акцизы на крепкий алкоголь также должны быть повышены.

— Когда крепкий алкоголь стоит дорого за счет акцизов, происходит снижение общего объема потребления алкоголя, а отчисления в бюджет за счет стоимости акцизов возрастает.

«Принудительное лечение алкоголизма — издевательство над личностью и законом»

В случае с принудительным амбулаторным лечением или лечением в ЛТП «речь может вестись только об изоляции, временной передышке для родных, но не о лечении».

Минздрав и МВД договорились о новом порядке взаимодействия в части принудительного амбулаторного наблюдения и лечения осужденных граждан от алкоголизма, наркомании и токсикомании.Минздрав надеется, что лечение будет более продуктивным.Но может ли принудительное лечение быть эффективным по определению?

По информации Генеральной прокуратур, в 2015 году принудительные меры лечения были применены судами в отношении 12 687 страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

«Однако, как свидетельствуют результаты надзорной деятельности, большинство указанных приговоров судов исполняется ненадлежащим образом либо вообще не исполняются из-за отсутствия взаимодействия при применении принудительных мер лечения, а также контроля за лицами, нуждающимися в медицинской помощи», — отмечается в сообщении Генпрокуратуры.

По мнению главного нарколога Минздрава Ивана Коноразова, с введением нового порядка взаимодействия в части принудительного амбулаторного наблюдения и лечения от зависимостей осужденных граждан «система оказания помощи станет более упорядоченной».

«Главное, чтобы больные обращались за медицинской помощью, чего в большинстве случаев не происходит, так как они уклоняются», — отметил специалист в комментарии для Naviny.by.

Иван Коноразов подчеркнул, что «эффективность лечения зависит от реабилитационного потенциала человека».Но может ли в таком случае принудительное лечение алкоголизма быть эффективным?

«Если человек имеет резервы для ремиссии (трезвой жизни.— Naviny.by), значит это эффективно, — считает главный нарколог Минздрава.— Если же он достиг стадии органического поражения головного мозга, неэффективно.В таком случае необходимы условия, исключающие употребление алкоголя.На сегодняшний день такие условия есть в ЛТП».

По словам Коноразова, между Минздравом и МВД «достигнуто понимание о совершенствовании работы ЛТП».

«Это одна из форм реабилитационных центров.Мы проводим усовершенствование реабилитационных программ, которые используются в ЛТП.Инициировали увеличение количества там психологов, вышли с предложением об организации там работы групп взаимопомощи.И они уже работают в ЛТП, цель — поставить это на поток», — сказал специалиста.

Однако с такой точкой зрения не согласен нарколог, психотерапевт Алексей Хадоркин.По его мнению, принудительно лечение от алкоголизма и наркомании — сомнительный метод.

«В моем понимании, принудительное лечение алкоголизма — это издевательство над личностью, над законом, — отметил Хадоркин в комментарии для Naviny.by.С точки зрения медицины перспективы принудительного лечения нулевые.Если рассказывают о каких-то успешных случаях, это исключение из правила, потому что для лечения патологической тяги к спиртному надо искреннее желание, значительные физические и психологические усилия — со стороны пациента и его окружения».

Кроме того, после качественного лечения нужна реабилитационная индивидуальная программа, включающая психологическую и социальную помощь, говорит нарколог.

Алкоголизм — хроническая болезнь, бывших алкоголиков не бывает, подчеркивает Алексей Хадоркин.И для многих людей, которые прошли через зависимость, отказ от спиртного требует постоянных усилий на протяжении всей оставшейся жизни.

«Чтобы не пить, необходимо формирование осознания болезни, создание настроя на полный отказ от алкоголя», — отметил врач.

В случае с принудительным амбулаторным лечением или лечением в ЛТП «речь может вестись только об изоляции, временной передышке для родных, но не о лечении».

Кроме того, ЛТП — это способ лечения, от которого уже отказались практически все страны, за исключением Беларуси, Туркменистана и непризнанной Приднестровской республики.

На принудительное лечение чаще всего отправляют тех, кто находится на грани деградации, подчеркнул Хадоркин: «До них невозможно достучаться во время психотерапии, у большинства из таких людей нравственные и моральные пробелы невосполнимы».

«Я понимаю желание близких таких людей как-то оградить свою жизнь от них.Однако изоляция в ЛТП — это не действенный способ.На мой взгляд, необходимо создавать центры, где они могли бы жить с минимальными удобствами, но в человеческих условиях.Можете назвать это домами дневного, ночного пребывания, ночлежками», — отметил психотерапевт.

Для создания таких центров не нужны дополнительные государственные деньги, подчеркнул Хадоркин: «Пусть власти посчитают, сколько государство заработало на каждом опустившемся человеке, на каждой бутылке, которую он выпил.И деньги, которые он уже заплатил, направят на то, чтобы он мог дожить свою жизнь как человек, а не скитаться по помойкам.Именно государство довело людей до алкоголизма.Люди начинают пить, чтобы решить проблемы с трудоустройством, социальным самоопределением.Они снимают психологическое напряжение.А государство их стимулирует, предлагая алкоголь повсеместно по дешевым ценам».

Куда можно «сдать» алкоголика: практические рекомендации

Вопрос «Куда сдать алкоголика?» стал особенно актуален, когда в 2011 году закрыли все вытрезвители, теперь подобных учреждений не существует.

Добровольное лечение

Если у человека алкогольная зависимость, он это осознает и согласен на лечение, то его можно отправить в государственный наркологический диспансер по месту жительства.Там будет оказана профессиональная помощь нарколога, психиатра и психолога.Срок лечения подбирается индивидуально и для алкоголиков составляет от 5 до 45 дней.«Минус» такого лечения в том, что человека ставят на учет на срок до 3 лет.Соответственно, благоприятную справку от нарколога по месту требования, в том числе при устройстве на работу и получении водительских прав, взять не удастся.В данном документе будет указано, что гражданин состоит на учете.

Большинство наркологических диспансеров предлагает анонимное лечение, без постановки на учет.Однако, за него придется заплатить.Стоимость такого лечения по сравнению с платными клиниками значительно ниже, но и условия пребывания в государственной поликлинике оставляют желать лучшего.

Еще один вариант — это частная наркологическая клиника.Ее выбор зависит от финансовых возможностей и рекомендаций.Поместить туда зависимого гражданина также можно только с его согласия.Принцип лечения везде одинаковый, отличаются только способы.Сначала купируется состояние запоя, при необходимости оказывается медикаментозная помощь, затем начинается реабилитационный период, то есть адаптация к нормальному образу жизни.

В любом случае, чем больше желание человека вылечиться, тем эффективнее результат.

Если человеку в результате алкогольного опьянения или длительного запоя стало плохо, возникли признаки отравления, повышение артериального давления, сердечный приступ, потеря сознания и др., то нужно вызвать скорую помощь и при необходимости отправить алкоголика на лечение в стационар.

Принудительное лечение

«Сдать» алкоголика на принудительное лечение можно только по решению суда.Но и суд может принять такое решение только при наличии веских аргументов.

Другое дело, когда у человека возникают психические расстройства на фоне алкоголизма.Это могут быть галлюцинации, признаки «белой горячки» или шизофрении.В таком случае необходимо вызвать полицию и специализированную психиатрическую бригаду.Полиция в данном случае фиксирует угрозу жизни для членов семьи и окружающих, а психиатрическая бригада решает, куда деть алкоголика, то есть вопрос о принудительной госпитализации в психиатрический диспансер.

Если галлюцинации отсутствуют, однако поведение агрессивное и угрожающее, также следует вызвать полицию.Решать, куда деть алкоголика, будут сотрудники правоохранительных органов.Несмотря на то, что вышеперечисленные действия являются законными, они не всегда приводят к нужному результату.Зачастую бригады скорой психиатрической помощи, выслушав симптомы, отказываются ехать.

Еще одна безвыходная ситуация, когда буйный алкоголик становится тихим и спокойным в присутствии полиции, соответственно, основания для вызова психиатрической бригады отсутствуют.В дальнейшем человек не перестает пить, и вопрос, куда можно отправить алкоголика остается актуальным.В таком случае существует еще один, более долгий и тяжелый способ — «сдать» алкоголика на принудительное лечение в психиатрическую или наркологическую клинику.

Члены семьи, соседи, родственники и другие лица вправе написать заявление на имя главного врача психиатрического или наркологического диспансера с просьбой принять меры по проведению госпитализации без согласия больного с указанием причин.С аналогичной просьбой параллельно обратиться в полицию, в частности к участковому полицейскому.Предварительно при каждом буйном поступке не терпеть поведение, а вызвать полицию, чтобы зафиксировать административное правонарушение.Чем чаще гражданин привлекался, тем легче будет доказать его невменяемость.Вышеназванные инстанции могут по вашей просьбе обратиться в суд для вынесения решения о принудительном лечении.Если ни диспансер, ни полиция на ваши просьбы не отреагировали, вы вправе требовать письменных ответов.После этого можно самостоятельно обращаться в суд с заявлением о применении принудительного лечения.При наличии оснований суд вынесет судебный акт, в соответствии с которым можно будет сдать алкоголика на принудительное решение.

Принудительное лечение больных алкоголизмом

В настоящее время принудительное лечение алкоголизма может проводиться только по решению суда в отношении лиц, которые совершили преступление и привлекаются к уголовной ответственности.Такое лечение больных алкоголизмом организуется по месту отбывания наказания или в наркологическом учреждении по месту жительства алкоголика.Второй вариант принудительного лечения алкоголизма заключается в периодическом (обычно 1 раз в месяц) амбулаторном посещении врача психиатра-нарколога и выполнении его назначений.

В Беларуси до сих пор существует и такое учреждение, как лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП).Причем определение алкоголика в ЛТП – это по официальной формулировке не принудительное лечение алкоголизма, а лишь мера «принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации».То есть насильно в таком учреждении не лечат, а главный фактор воспитания и реабилитации здесь – трудотерапия и практически армейский (или тюремный) распорядок со строгим соблюдением установленного режима.

Впрочем от названия суть дела не меняется – помещаются на «реадаптацию» граждане как раз принудительно, помимо их воли.
Таким образом, основной целью нахождения гражданина в ЛТП является его временная изоляция от общества и предупреждение правонарушений.Не случайно лечебно-трудовые профилактории входят в структуру органов внутренних дел.

Каковы плюсы принудительного лечения больных алкоголизмом в ЛТП?

1.Это, прежде всего, возможность для родных и близких хотя бы на время забыть о пьяных разборках, драках, отдохнуть физически и эмоционально, восстановить силы и подлечить свое пошатнувшееся здоровье, задуматься о дальнейшей жизни и необходимости дальнейшего пребывания под одной крышей с алкоголиком.
2.Вместе с семьей временную передышку от многолетних криков и скандалов получают и соседи.
3.Как уже отмечалось выше, на время снижается количество правонарушений, что помогает улучшить «определенные статистические показатели».
4.Определенный шанс на возврат к трезвой жизни есть и у самого алкоголика, помещенного в ЛТП, если зависимость от спиртного еще не зашла слишком далеко.Режим, трудотерапия, свежий воздух, регулярное питание и “добровольное” принудительное лечение алкоголизма помогают оздоровиться и предоставляют отличную возможность начать новую жизнь (или с новыми силами приняться за старое).

Основные недостатки принудительного лечения больных алкогольной зависимостью

1.Отсутствие искреннего желания лечиться сводит на нет все усилия медиков и правоохранительных органов.Как известно, алкоголизм неизлечим и принудительное лишение спиртного ни в коей мере не способствует исчезновению тяги к алкоголю – она только усиливается со временем.
2.В случае лечения в местах лишения свободы или ЛТП все терапевтические мероприятия сводятся к назначению психотропных средств и веществ, вызывающих отвращение к спиртному.Самая эффективная трехступенчатая модель избавления от алкогольной зависимости нигде (в том числе и в специализированных наркологических учреждениях) в полном объеме не применяется.
3.Нарушения режима трезвости во время нахождения на принудительной изоляции сводят на нет все усилия по реабилитации, и дискредитируют саму идею лечебно-трудовых профилакториев и принудительного лечения.Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение в условиях наркологического кабинета опять-таки никак не способствуют проведению полноценного лечения и сводятся обычно к ежемесячной регистрации явки алкоголика.

Может ли принудительное лечение алкоголизма быть эффективным? В большинстве случаев ответ будет отрицательным.Что же делать? Необходимо формирование осознания болезни, создание настроя на полный отказ от алкоголя.Трудная задача, но вполне выполнимая при достаточном упорстве семьи, врачей, сослуживцев.Когда человек понял, что он алкоголик и самостоятельно принял решение лечиться, эффективными будут и иглоукалывание, и кодирование, и аппаратные методы воздействия, и лекарственные травы, и даже принудительное лечение алкоголизма.

В Беларуси будут принудительно лечить наркоманов и алкоголиков

Генеральной прокуратурой Беларуси проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении органами внутренних дел и учреждениями здравоохранения мер принудительного амбулаторного лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании, передают Новости в Мире

Как отмечается в сообщении Генпрокуратуры, Уголовный кодекс устанавливает, что принудительные меры безопасности и лечения назначаются судом с целью создания условий для лечения и достижения целей уголовной ответственности, т.е.призваны способствовать выздоровлению граждан, их социализации и предупреждению противоправного поведения, пишет БелаПАН.

В соответствии со ст.107 УК, ст.16 УИК в случае совершения преступления лицами, страдающими хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд при наличии медицинского заключения наряду с наказанием за совершенное преступление может применить к ним принудительное лечение.

Лечение от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании осужденных к аресту, лишению свободы или пожизненному заключению проводится по месту отбывания наказания, а осужденных к иным видам наказания или иным мерам уголовной ответственности — по месту жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения.

По информации Верховного суда, только в 2015 году судами республики принудительные меры лечения применены в отношении 12.687 граждан, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, значительное количество которых должны проходить лечение в амбулаторных условиях.

Однако, как свидетельствуют результаты надзорной деятельности, большинство указанных приговоров судов исполняется ненадлежащим образом либо вообще не исполняются из-за отсутствия взаимодействия при применении принудительных мер лечения, а также контроля за лицами, нуждающимися в медицинской помощи.

В связи с этим по требованию Генеральной прокуратуры рабочей группой в составе представителей заинтересованных государственных органов разработан Порядок взаимодействия организаций здравоохранения с органами внутренних дел при осуществлении принудительного амбулаторного наблюдения и лечения лиц, осужденных с применением ст.107 УК.

Данный документ вступил в силу с 12 августа 2016 года.

«Применение медицинскими работниками и сотрудниками органов внутренних дел положений названного Порядка позволит обеспечить исполнение приговоров суда и реализацию задач правосудия в отношении значительного количества людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и склонных к совершению правонарушений», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.

Принудительное лечение алкоголиков в Беларуси

Не так давно увидела свет книга фотографий Ирины Поповой «Welcome to the LTP» («Добро пожаловать в ЛТП»), рассказывающая о буднях пациентов одного из лечебно-трудовых профилакториев, которые до сих пор сохранились в Беларуси со времён СССР.

Мужчины обедают супом в столовой лечебно-трудового профилактория.Количество калорий, потребляемых каждым из пациентов, строго регулируется.

Принудительное лечение трудом: пациенты отделяют медные жилы проводов от изоляции.
Лечебно-трудовой профилакторий для страдающих алкогольной или наркотической зависимостью в Беларуси – это довольно своеобразное учреждение, совмещающее в себе функции центра реабилитации и исправительного учреждения.

Пациенты ЛТП готовят корм для скота.
Первый лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории современного Казахстана.Ирина Попова стала первым фотографом, получившим разрешение на съёмку в одном из лечебно-трудовых профилакториев в Беларуси.Результатом её работы стала книга фотографий «Welcome to the LTP» («Добро пожаловать в ЛТП»).

Очередь за хлебом на завтрак.Количество потребляемой пищи строго регулируется.
Гражданин может быть отправлен в лечебно-трудовой профилакторий по решению суда на срок от шести месяцев до двух лет.Решение суда обжалованию не подлежит.

Мужчина моет руки перед едой.
После распада СССР система лечебно-трудовых профилакториев в большинстве бывших советских республик была упразднена.

В настоящее время лечебно-трудовые профилактории сохранились только в Беларуси, Туркменистане и Приднестровской Молдавской Республике.

Карточки пациентов ЛТП.
В Беларуси работают шесть лечебно-трудовых профилакториев, в каждом из которых содержатся около 1600 человек, и только один из них женский.Основные методы лечения в ЛТП – это физический труд и приём настоя ромашки.

Стены в учреждении украшены картинами и мозаикой.
Все изображения утверждаются специальной комиссией и служат целям пропаганды.Также они призваны поднимать настроение пациентам ЛТП, но, по словам фотографа, не производят должного эффекта.

Эдуард Горощеня по кличке Бедя читает старую газету – его единственный источник информации.Горощеня шестой раз попадает в ЛТП сроком на 2 года.Его возвращение в это учреждение после выхода – лишь вопрос времени.

Дверь в изолятор, куда помещают пациентов в качестве наказания.

Директор Лечебно-трудового профилактория №1 показывает Поповой список пациентов.Он предпочёл сохранить анонимность.

Лечение принудительным трудом: пациенты ЛТП моют стены фабрики.
Большинство пациентов занимаются неквалифицированным трудом без возможности обучения или повышения квалификации.

Пациент ЛТП стоит у стены в ожидании, когда истечет время, отведённое для обязательного труда.Время перерывов указано на стене.

Пациент ЛТП выходит на свободу.
Только 5% людей, проходивших принудительное лечение в ЛТП, бросают пить.Фотограф Ирина Попова отмечает, что многие мужчины устраивают попойку в первый же день после выхода из ЛТП, чтобы отпраздновать это событие.

принудительное лечение в ЛТП

Здравствуйте.У моего мужа в собственности 5/6 частного жилого дома, 1/6 принадлежит его дяде.Входы разные, комнаты разные, только общее здание.Дядя страдает алкоголизмом.В марте прошлого года заснул пьяный с сигаретой, начался пожар.Ущерб причинен его комнате, обязали заплатить штраф.В этом месяце был еще пожар, проснулись в 5 часов из-за того, что сработал АИП, потушили сами, горел матрас.3 раза засыпал, оставляя на плите кастрюлю, которая тоже начинала дымиться.Муж отсоединил ему газ.плиту.Кроме того, угрожает жизни, кричит «всех спалю вас, порублю топором».Это все записали на мобильный.Нормального языка не понимает.В разговорах на трезвую голову раскаивается, потом все повторяется.Дома маленький ребенок, я беременна.Жить так страшно.Участковый разводит руками.Что можно сделать? Можно ли отправить на принудительное лечение и как это сделать? Очень прошу, помогите дельным советов и схемой действия

  • Войдите, чтобы оставлять комментарии

В Вашей ситуации без медицинского заключения не обойтись, согласно медицинским заключениям, Вашего дядю можно поместить на учет (там 4 группы, у каждого свой режим наблюденеи)
Статья 30.Медицинская помощь пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией
Порядок признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также порядок и условия оказания ему медицинской помощи определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
1) Принудительное обследование в целях установления диагноза хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании осуществляется на основании постановления органов внутренних дел, а принудительное лечение — по решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
2)Первичное наркологическое освидетельствование на предмет установления диагноза зависимости от алкоголя (хронический алкоголизм) может осуществляться:
при добровольном обращении граждан в организации здравоохранения за наркологической помощью;
при оказании медицинской помощи в связи с любым заболеванием или состоянием, связанным с употреблением алкоголя;
по направлениям органов внутренних дел лиц, неоднократно доставляющихся в медвытрезвитель, допускающих вследствие употребления алкоголя нарушения общественного порядка, создающих конфликтные ситуации в семьях;(ВАШ СЛУЧАЙ)
по направлению Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, администрации предприятий, учреждений и организаций при решении о допуске к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами и о профессиональной пригодности;
при проведении судебно-наркологической или судебно-психиатрической экспертизы.
Направлению в лечебно-трудовые профилактории подлежат:
граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Не подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории:
граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;
мужчины старше шестидесяти лет;
женщины старше пятидесяти пяти лет;
беременные женщины;
женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года;
инвалиды I и II группы;
граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в лечебно-трудовом профилактории(целый ряд заболеваний, 35 заболеваний)
Перечень заболеваний, препятствующих нахождению граждан в лечебно-трудовых профилакториях, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
1) необходимо, тчобы Ваш дядя привлекался к адм.ответственности (штраф, сутки, см.выше)
2)далее медицинское освидетельствование граждан, которое проводится по постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя.
3) предупреждение гражданина о возм направлнеи в ЛТП, возможность обжалования
4) решение суда о направлении в ЛТП

  • Войдите, чтобы оставлять комментарии

И еще: в Уголовном Кодексе предусмотрена ст 186 (угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений, но эта угроза должна быть реальной, т.е.есть основания опасаться осуществления угрозы).тогда процедура несколько сократиться, но все равно без соответствующегомедзаключения и решения суда направление в ЛТП не произведется.

Постановление Министерства здравоохранения РБ
№ 53 от 10.07.2002.О некоторых вопросах признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией

Зарегистрировано в НРПА РБ 25 июля 2002 г.N 8/8370

На основании статьи 30 Закона Республики Беларусь от 18 июля 1993 года «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июля 2008 года Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить прилагаемые:

Положение о порядке признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;

Инструкцию о порядке диспансерного учета больных с зависимостью от алкоголя, наркотических и ненаркотических веществ и профилактического наблюдения за лицами, употребляющими алкоголь, наркотические и ненаркотические вещества с вредными последствиями (без клинических проявлений заболевания);

Инструкцию о порядке работы специальной медицинской комиссии организации здравоохранения, оказывающей наркологическую помощь, для проведения медицинского освидетельствования совершивших преступления лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией или направленных в лечебно-трудовой профилакторий.

2.Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 сентября 1991 г.N 167 «О введении Положения об оказании медицинской помощи больным хроническим алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями».

Исполняющий обязанности Министра Л.А.ПОСТОЯЛКО

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Для целей Положения о порядке признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (далее — Положение) применяются следующие основные понятия и термины:

врач-нарколог — это специалист, которому законодательством Республики Беларусь предоставлено право заниматься психиатрической или наркологической практикой;

наркологическая помощь — вид специализированной медицинской помощи, включающей в себя обследование психического состояния, диагностику психических расстройств (заболеваний), в том числе и наличие зависимостей, лечение и профилактику обострений психических расстройств и зависимостей, медико-социальную адаптацию и реабилитацию граждан;

наркологическое освидетельствование — осмотр гражданина, проводимый амбулаторно или стационарно в целях определения, страдает ли гражданин наркологическим заболеванием, нуждается ли он в наркологической помощи, а также для решения вопроса о виде (видах) такой помощи;

наркологическое учреждение — организация здравоохранения либо ее структурное (обособленное) подразделение, основной функцией которых является оказание психиатрической и наркологической помощи;

больной — лицо, у которого установлено наличие заболевания;

больной наркоманией (алкоголизмом) — физическое лицо, в отношении заболевания которого организацией здравоохранения установлен диагноз «наркомания (алкоголизм)»;

наркомания — заболевание, обусловленное психической или (и) физической зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ;

алкоголизм — заболевание, обусловленное психической или (и) физической зависимостью от алкоголя;

токсикомания — заболевание, обусловленное психической или (и) физической зависимостью к психоактивному веществу, не включенному в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г.N 1785 «Об утверждении Перечня наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 113, 5/4615);

синдром зависимости — сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивидуума;

психоактивное вещество — вещество (табак, алкоголь, наркотические средства, психотропные препараты), одним из основных действий которого является развитие психических и поведенческих расстройств при его применении;

ненаркотические вещества — психоактивные вещества, вызывающие зависимость, не включенные в утвержденный республиканский перечень наркотических средств;

группа риска — лица, злоупотребляющие психоактивными веществами без явлений зависимости и состоящие на профилактическом учете в наркологических учреждениях (подразделениях).

Глава 2 НАРКОЛОГИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТОВ

2.Первичное наркологическое освидетельствование — это проведение врачом-наркологом (психиатром) психического и физического обследования лица с целью определения у него зависимости от алкоголя, наркотического или ненаркотического вещества (хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания), а также вредных последствий от употребления этих веществ.

3.Лица, у которых установлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению.Исключение составляют лица, обратившиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения.

За лицами, у которых употребление психоактивных веществ носит вредные последствия, но не сопровождается клиническим проявлением заболевания (группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

4.Диспансерное (профилактическое) наблюдение за наркологическими больными — это регулярный контроль со стороны медицинских работников за состоянием их психического и физического здоровья, включая обследование на дому (в быту) и на производстве.

5.Первичное наркологическое освидетельствование на предмет установления диагноза зависимости от алкоголя (хронический алкоголизм) может осуществляться:

при добровольном обращении граждан в организацию здравоохранения за наркологической помощью;

при оказании медицинской помощи в связи с любым заболеванием или состоянием, связанным с употреблением алкоголя;

по направлениям органов внутренних дел лиц, неоднократно доставляющихся в медвытрезвитель, допускающих вследствие употребления алкоголя нарушения общественного порядка, создающих конфликтные ситуации в семьях;

по направлению Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, администрации предприятий, учреждений и организаций при решении о допуске к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами и о профессиональной пригодности;

при проведении судебно-наркологической или судебно-психиатрической экспертизы.

6.Первичное наркологическое освидетельствование на предмет установления диагноза зависимости от наркотических и ненаркотических веществ (наркомания и токсикомания) может осуществляться:

при добровольном обращении граждан в организацию здравоохранения за наркологической помощью;

по письменным сообщениям организации здравоохранения о выявленном факте употребления конкретным лицом наркотических или ненаркотических веществ либо о поступлении в токсикологические, реанимационные и другие отделения лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения;

при оказании медицинской помощи в связи с любым заболеванием или состоянием, связанным с употреблением наркотических или ненаркотических веществ;

по мотивированным направлениям правоохранительных органов;

при проведении судебно-наркологической или судебно-психиатрической экспертизы;

при проведении обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, самоходных машин при выявлении у них заболеваний, включенных в перечень заболеваний и противопоказаний, запрещающих допуск лиц к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами или устанавливающих ограничения права управления ими.

Порядок выявления и учета в наркологических учреждениях (подразделениях) лиц, допускающих употребление наркотических или ненаркотических веществ, определен приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 февраля 1998 г.N 27/40 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительную изоляцию больных наркоманией» (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., N 8; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 157, 8/13182).

7.Подлежат обязательному диспансерному учету и динамическому наблюдению следующие категории больных с зависимостью от психоактивных веществ (хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания):

перенесшие психотические расстройства, связанные с употреблением алкоголя, наркотических и ненаркотических веществ (алкогольные и интоксикационные психозы);

с выраженной деградацией личности и нарушением социальной адаптации;

прошедшие принудительное лечение в лечебно-трудовых профилакториях и местах лишения свободы согласно действующему законодательству Республики Беларусь;

допускающие на почве употребления психоактивных веществ злостное нарушение общественного порядка и прав других лиц, систематически создающие конфликтные ситуации в семьях.

8.В случае отказа лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно употребляет наркотические или ненаркотические вещества, от наркологического освидетельствования к нему могут быть применены меры в соответствии с пунктом 7 и пунктом 8 совместного приказа Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь N 27/40.

9.Доставка такого лица в организацию здравоохранения осуществляется органами внутренних дел, а в исключительных случаях — «скорой (неотложной) медицинской помощью».

10.Больные зависимостью от наркотических и ненаркотических веществ, находящиеся на учете и диспансерном наблюдении, а также лица группы риска, обязаны по требованию врачей-наркологов сдавать биологические объекты для анализов с целью верификации ремиссии.

11.Анонимное лечение без постановки на учет и диспансерного наблюдения применяется в отношении больных зависимостью от наркотических и ненаркотических веществ, обратившихся за медицинской помощью добровольно.Больные наркоманиями и токсикоманиями, за исключением указанных в части второй пункта 3, подлежат обязательному диспансерному учету и динамическому наблюдению.

12.В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях больным зависимостями от психоактивных веществ (хронический алкоголизм, наркомании, токсикомании) осуществляется добровольно при их согласии.Сроки оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях таким больным определяются состоянием их психического и физического здоровья и индивидуальными особенностями личности.

13.Организации здравоохранения осуществляют оказание медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, в соответствии с клиническими протоколами диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств лекарственными средствами или методами оказания медицинской помощи, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

16.Если по результатам медицинского освидетельствования лиц, указанных в пункте 8 настоящего Положения, поступивших в организацию здравоохранения в связи с употреблением наркотических или ненаркотических веществ, установлена необходимость оказания специализированной медицинской помощи, срок пребывания таких лиц по решению врачебно-консультативной комиссии может быть продлен.

17.Организация здравоохранения обязана проводить весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий для купирования наркотической или алкогольной абстиненции и подавления болезненного влечения к психоактивному веществу.

18.Оказание специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях применяется, как правило, в отношении:

лиц, находящихся под профилактическим наблюдением в группе риска, с целью профилактики развития у них зависимости от психоактивных веществ;

пациентов с зависимостями на ранних стадиях заболевания, молодого возраста, не утративших социальные и семейные связи, при положительной динамике болезни;

наркологических больных при неблагополучном течении заболевания с частыми рецидивами как поддерживающее, противорецидивное лечение, а также как продолжение оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.

19.Медицинское освидетельствование лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, при привлечении их к принудительному лечению и лиц, привлеченных к уголовной ответственности, на предмет применения к ним мер медицинского характера осуществляется специальными медицинскими комиссиями организации здравоохранения, оказывающей наркологическую помощь, для приведения медицинского освидетельствования совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией или направленных в лечебно-трудовой профилакторий.

25.Наркологические (психиатрические) учреждения (подразделения) фиксируют в медицинской документации и сохраняют в своих архивах любую информацию, связанную с психическим состоянием граждан, обратившихся за помощью в данные учреждения добровольно или доставленных для проведения обследования, оказания специализированной медицинской помощи или освидетельствования.

26.В случаях временной нетрудоспособности больные зависимостями получают на руки соответствующий документ установленного образца.

27.Информация о психическом состоянии граждан является профессиональной тайной.

28.Все лица, имеющие доступ к медицинской информации, касающейся психического состояния граждан, несут ответственность в установленном законом порядке за ее разглашение или передачу другим лицам.

29.Контроль за обоснованностью наркологического освидетельствования, госпитализации и оказания специализированной медицинской помощи возлагается на вышестоящие органы здравоохранения.

30.В комплекс лечебно-реабилитационных мер в отношении наркологических больных, находящихся на оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, может входить трудотерапия, однако больные не могут быть подвергнуты принудительному труду.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ДИСПАНСЕРНОГО УЧЕТА БОЛЬНЫХ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ И НЕНАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЛИЦАМИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИЧЕСКИЕ И НЕНАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА С ВРЕДНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ (БЕЗ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЗАБОЛЕВАНИЯ)

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.В Инструкции о порядке диспансерного учета больных с зависимостью от алкоголя, наркотических и ненаркотических веществ и профилактического наблюдения за лицами, употребляющими алкоголь, наркотические и ненаркотические вещества с вредными последствиями (без клинических проявлений заболевания) (далее — Инструкция) применяются следующие основные термины:

диспансерное наблюдение за наркологическим больным — это регулярный контроль медицинским работником за состоянием его психического и физического здоровья, включая обследование в быту и на производстве;

учет наркологического больного — это занесение в медицинскую документацию его точных паспортных данных;

профилактическое наблюдение — наблюдение медицинским работником в течение установленного срока за состоянием психического и физического здоровья лица, в отношении которого есть объективные данные о злоупотреблении им алкоголем или другим психоактивным веществом.

Глава 2 ДИСПАНСЕРНОЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

2.Диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат лица, которым установлены диагнозы: синдром зависимости от алкоголя (хронический алкоголизм), синдром зависимости от наркотических веществ (наркомания), синдром зависимости от ненаркотических веществ (токсикомания).Исключение составляют лица, обратившиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения.

3.За лицами, у которых употребление алкоголя, наркотических и ненаркотических веществ носит вредные последствия, но не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

4.На всех наркологических больных и лиц группы риска заполняются медицинская карта амбулаторного пациента и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным.Диспансерный учет больных зависимостями от психоактивных веществ и профилактическое наблюдение за группой риска осуществляются по месту жительства (месту пребывания), в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях).

5.Диагноз зависимости может быть установлен как в амбулаторных, так и стационарных условиях только врачом-наркологом (психиатром) в соответствии с медицинской этикой и деонтологией и строгим соблюдением действующего законодательства.В отдельных случаях наркологический диагноз может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях (подразделениях).Окончательное решение о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в указанных случаях принимается участковым врачом-наркологом по месту жительства (месту пребывания) больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

6.При установлении диагноза зависимости от психоактивных веществ больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых и профессиональных аспектах, связанных с наличием наркологического заболевания (ограничение на определенные виды трудовой деятельности, возможность ограничения в дееспособности, вероятность принудительного лечения и так далее).

7.За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную специализированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии.

8.В случае выполнения больным всех назначений (рекомендаций) лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологическое учреждение (подразделение) и наступления после оказания специализированной медицинской помощи стойкой, объективно подтвержденной ремиссии срок диспансерного учета для больных с зависимостями от психоактивных веществ не превышает 3 года.

9.Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска при их согласии зависимости от психоактивных веществ (хронического алкоголизма, наркоманий, токсикоманий).За время профилактического наблюдения лица группы риска при их согласии получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению употребления психоактивных веществ и купирующую вредные последствия употребления.

10.Срок профилактического наблюдения за лицами, употребляющими алкоголь, наркотические и ненаркотические вещества с вредными последствиями, составляет не менее 1 года.

11.Снятие с диспансерного учета производится, если имеется:

стойкая ремиссия (выздоровление);

изменение постоянного места жительства (места пребывания) с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории;

осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;

в связи со смертью.

12.Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлении) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.В иных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом на основании сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем организации здравоохранения, в котором наблюдался больной.

13.В отдельных исключительных случаях, когда наркологическое учреждение (подразделение) не может в течение полутора лет обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его местонахождении, данный больной снимается с диспансерного учета.Решение о снятии с учета в этих случаях также выносится врачебно-консультативной комиссией с подробным описанием принятых мер и причин отсутствия сведений.

14.Прекращение профилактического наблюдения осуществляется идентично прекращению диспансерного наблюдения.В данном случае вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения наблюдения является воздержание (в течение года) от употребления психоактивных веществ.

15.Осмотры наркологических больных и лиц группы риска производятся для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения и оказания специализированной медицинской помощи.

16.Осмотром больных зависимостями или лиц группы риска считается только личный контакт с пациентами врача-нарколога, медицинской сестры участковой, фельдшера по наркологии, сопровождающийся обследованием и оказанием специализированной медицинской помощи.

17.Периодичность осмотров каждого конкретного пациента зависит от группы динамического учета или наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течения заболевания.

18.Больные зависимостями от психоактивных веществ включаются в одну из четырех групп динамического наблюдения:

больные, обратившиеся за специализированной медицинской помощью впервые в жизни (вновь взятые на диспансерный учет);

больные, у которых заболевание протекает практически без ремиссий (длительность ремиссий менее года);

больные, выписанные из лечебно-трудовых профилакториев и освобожденные из исправительно-трудовых учреждений, где применялось принудительное лечение в соответствии со статьей 107 Уголовного кодекса Республики Беларусь ;

больные с ремиссией от 1 года до 2 лет;

больные с ремиссией свыше 2 лет;

больные, помещенные в лечебно-трудовой профилакторий;

больные, при отсутствии сведений об их местонахождении (пункт 13 настоящей Инструкции )

19.Осмотры больных I группы должны проводиться не реже 1 раза в месяц (вне пребывания больного в стационаре); II группы — 1 раз в 3 месяца; III группы — 1 раз в 4 месяца; IV группы — 1 раз в 6 месяцев.

20.Периодичность осмотров лиц старше 18 лет, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, устанавливается лечащим врачом индивидуально.

21.Частота осмотров лиц, употребляющих с вредными последствиями наркотические и ненаркотические вещества, — не реже 1 раза в 2 месяца.

22.Разделение наблюдаемых больных на группы не исключает образования подгрупп, применяемых для удобства работы с документацией, при этом можно использовать специфическую маркировку и другие способы.

Ремиссия у данной группы определяется с момента выписки (освобождения).

Данный контингент переводится в IV группу после двукратного получения информации об отсутствии сведений о местонахождении.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ НАРКОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ, ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКИМ АЛКОГОЛИЗМОМ, НАРКОМАНИЕЙ, ТОКСИКОМАНИЕЙ ИЛИ НАПРАВЛЕННЫХ В ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВОЙ ПРОФИЛАКТОРИЙ

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Инструкция о порядке работы специальной медицинской комиссии организации здравоохранения, оказывающей наркологическую помощь, для проведения медицинского освидетельствования совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией или направленных в лечебно-трудовой профилакторий (далее — Инструкция), определяет порядок работы специальной медицинской комиссии организации здравоохранения, оказывающей наркологическую помощь, для проведения медицинского освидетельствования совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией или направленных в лечебно-трудовой профилакторий (далее — комиссия).

2.Комиссия создается при организациях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь (далее — организации здравоохранения).

3.Комиссия создается в составе пяти человек.В состав комиссии входят врач-нарколог — председатель комиссии, врач-невролог, врач-терапевт, секретарь комиссии и медицинский регистратор.Персональный состав комиссии утверждается руководителем организации здравоохранения.

4.Основной задачей комиссии является проведение медицинского освидетельствования лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

Комиссия проводит медицинское освидетельствование в отношении лиц:

страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией для решения вопроса о возможности принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду в лечебно-трудовом профилактории (далее — ЛТП);

страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, к которым применены принудительные меры безопасности и лечения в соответствии со статьей 107 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Глава 2 ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМИССИИ

5.Заседания комиссии проводятся по мере необходимости в организации здравоохранения.В порядке исключения могут проводиться выездные заседания комиссии.Дату, время и место проведения заседания комиссии определяет председатель комиссии.

6.Материалы к рассмотрению на заседании комиссии готовит секретарь комиссии.

информирует членов комиссии о дате, времени и месте проведения заседания комиссии;

представляет на заседании комиссии информацию по каждому представленному для прохождения медицинского освидетельствования лицу, страдающему алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;

ведет делопроизводство в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

7.Основанием для проведения медицинского освидетельствования лиц, указанных в части второй пункта 4 настоящей Инструкции, является мотивированное постановление о назначении медицинского освидетельствования органа внутренних дел, уголовного преследования и суда (далее — орган, назначивший медицинское освидетельствование).К постановлению о назначении медицинского освидетельствования прилагаются материалы, относящиеся к предмету медицинского освидетельствования.

8.Для прохождения медицинского освидетельствования лицо, страдающее хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, должно быть доставлено на заседание комиссии не позднее 7 дней со дня поступления в комиссию постановления о назначении медицинского освидетельствования и всех необходимых для ее проведения материалов.

В случае, если срок для доставки лица, страдающего алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, пропущен, то течение общего срока проведения медицинского освидетельствования приостанавливается и возобновляется только после доставки этого лица на медицинское освидетельствование и поступления необходимых материалов для его проведения.

9.В случаях, когда представленные комиссии материалы недостаточны для вынесения медицинского заключения, члены комиссии имеют право письменно сообщить органу, назначившему медицинское освидетельствование, о невозможности дать медицинское заключение и представлении дополнительных документов, необходимых для проведения медицинского освидетельствования.Срок проведения медицинского освидетельствования продлевается на время, которое необходимо для сбора и представления дополнительных материалов.

10.В случаях, когда поставленный в постановлении о проведении медицинского освидетельствования вопрос выходит за пределы специальных знаний членов комиссии, об этом письменно сообщается органу, назначившему медицинское освидетельствование, с подробным объяснением мотивов отказа дать медицинское заключение.

11.В случаях, когда в ходе проведения медицинского освидетельствования лица, страдающего алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией:

установлены имеющие значение для дела новые обстоятельства (наличие ранее не известной судимости или совершения правонарушений, которые ранее не были зафиксированы работниками правоохранительных органов, прохождение курса лечения от алкоголизма или наркомании в специализированной организации здравоохранения, изменение в семейной обстановке и другие обстоятельства), в отношении которых в постановлении о назначении медицинского освидетельствования органа, назначившего медицинское освидетельствование, не были поставлены вопросы, члены комиссии вправе указать на них в медицинском заключении;

выявлено наличие психического расстройства (заболевания), члены комиссии имеют право наряду с ответом на вопросы, поставленные органом, назначившим медицинское освидетельствование, указать об этом в медицинском заключении и рекомендовать проведение судебно-психиатрической экспертизы;

выявлены признаки заболеваний, требующих оказания специализированной медицинской помощи, такие лица по направлению комиссии доставляются сотрудниками органов внутренних дел в специализированные организации здравоохранения для дополнительного медицинского обследования и лечения.

12.При проведении медицинского освидетельствования члены комиссии независимы, руководствуются соответствующими положениями медицинской науки, новыми результатами исследований по данной проблематике.

Члены комиссии несут ответственность за соблюдение законности и разглашение информации, полученной в ходе работы комиссии.

13.Данные, полученные во время проведения медицинского освидетельствования, могут быть сообщены только органам, назначившим медицинское освидетельствование.

Глава 3 ОФОРМЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

14.При проведении медицинского освидетельствования лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, комиссия рассматривает вопросы:

страдает или нет хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (для уточнения или подтверждения диагноза);

нуждается или нет в принудительной изоляции и в медико-социальной реадаптации;

имеет или нет заболевания, препятствующие направлению для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду в лечебно-трудовой профилакторий, согласно приложению 1;

нуждается или нет в применении принудительных мер безопасности и лечения в соответствии со статьей 107 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

имеет или нет заболевания, препятствующие назначению принудительных мер безопасности и лечения в соответствии со статьей 107 Уголовного кодекса Республики Беларусь, согласно приложению 2.

15.Решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух членов комиссии из числа врачей, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции.

16.По результатам медицинского освидетельствования оформляется медицинское заключение, которое должно быть основано на анализе:

данных амбулаторного клинического обследования и данных медицинского осмотра непосредственно комиссией;

сведений, содержащихся в материалах, представленных органом, назначившим медицинское освидетельствование;

медицинских документов, полученных из специализированных организаций здравоохранения, в которых ранее обследовалось или лечилось лицо, страдающее хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

17.Комиссия обязана провести медицинское освидетельствование и оформить медицинское заключение с момента поступления постановления о назначении медицинского освидетельствования:

в течение 10 дней для применения принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду в условиях ЛТП;

в течение 15 дней для применения принудительных мер безопасности и лечения в соответствии со статьей 107 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

18.Медицинское заключение оформляется в двух экземплярах (один экземпляр выдается органу, назначившему медицинское освидетельствование, один — комиссии), подписывается всеми членами комиссии и заверяется печатью организации здравоохранения по форме согласно приложениям 3 и 4.

19.Результаты медицинского освидетельствования могут быть сообщены органу, назначившему медицинское освидетельствование, только после подписания всеми членами комиссии медицинского заключения.

20.В случае разногласия между членами комиссии при принятии решения член комиссии, не согласный с мнением остальных членов комиссии, составляет отдельное медицинское заключение, которое также направляется органу, назначившему медицинское освидетельствование.

21.Медицинское заключение о проведении медицинского освидетельствования выдается руководителем организации здравоохранения, при которой создана комиссия, только органам, назначившим медицинское освидетельствование.

22.Медицинская документация (медицинское заключение, переписка с органами, назначившими медицинское освидетельствование и другое) выделяется в отдельное делопроизводство и в течение года хранится у секретаря комиссии, затем сдается в архив организации здравоохранения, при которой создана комиссия.

Приложение 1
к Инструкции о порядке работы
специальной медицинской комиссии
организации здравоохранения,
оказывающей наркологическую помощь,
для проведения медицинского
освидетельствования совершивших
преступления лиц, страдающих
хроническим алкоголизмом, наркоманией,
токсикоманией или направленных в
лечебно-трудовой профилакторий

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЮ ЛИЦА, СТРАДАЮЩЕГО ХРОНИЧЕСКИМ АЛКОГОЛИЗМОМ, НАРКОМАНИЕЙ И ТОКСИКОМАНИЕЙ, ДЛЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ К ТРУДУ В ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВОЙ ПРОФИЛАКТОРИЙ

1.Рак и другие злокачественные заболевания.

2.Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

3.Органические психотические расстройства.

4.Умственная отсталость (кроме легкой).

6.Расстройства личности вследствие эпилепсии.

7.Параноидное расстройство личности.

8.Аффективные расстройства настроения с психотическими симптомами.

9.Органические стойкие и прогрессирующие поражения центральной нервной системы, стойкие тетраплегии, возникающие вследствие инсультов, травм, инфекций, опухолей и другого.

10.Эпилепсия с частыми судорожными припадками.

11.Рассеянный склероз (в поздней стадии заболевания) при наличии спастических параличей, нарушений координации движений и нарушений психики.

12.Органическое поражение головного и спинного мозга (сосудистого, инфекционного, травматического или другого генеза).Состояние психоза с грубыми двигательными и координаторными расстройствами.

13.Органическое стойкое и прогрессирующее поражение нервной системы с грубым нарушением функций (боковой амиотрофический склероз, прогрессирующая мышечная дистрофия, атрофическая миотония, сирингомиелия и другое).

14.Гепато-лентикулярная дегенерация с тяжелыми контрактурами, обездвиживающими больного, и выраженным слабоумием.

15.Болезни нервно-мышечного аппарата:

прогрессирующая мышечная дистрофия с контрактурами и тяжелыми двигательными расстройствами (после безуспешного лечения);

атрофическая миотония и миастения со злокачественным течением и выраженными изменениями нервно-соматического состояния.

16.Сирингомиелия с обширными расстройствами чувствительности и грубыми трофическими нарушениями, сирингобульбия.

17.Боковой амиотрофический склероз со спастическими параличами нижних конечностей, бульбарными расстройствами.

18.Дрожательный паралич (болезнь Паркинсона) со злокачественным течением, развитием обездвиженности и истощением.

19.Болезнь Бехтерева (анкилозирующий спондилоартрит) с ограничением подвижности позвоночника, ребер и крупных сосудов.

20.Хронические нагноительные заболевания легких (гангрена легких, хроническое воспаление легких с наклонностью к абсцедированию, септическая эмпиема легких), амилоидоз внутренних органов и легочно-сердечная недостаточность 2 — 3-й степени.

21.Пневмокониозы с выраженной сердечно-сосудистой недостаточностью 2 — 3-й степени, анасарка с расстройствами дыхания.

22.Перикардит хронический или при наличии недостаточности кровообращения 2 — 3-й степени (стойкие застойные явления в печени, легких, обширные отеки).

23.Пороки сердечных клапанов с нарушением кровообращения 2 — 3-й степени, не подлежащие хирургическому лечению со стойкими застойными явлениями в печени, легких, обширными отеками.

24.Кардиосклероз миокардический и атеросклеротический с нарушением кровообращения 2 — 3-й степени со стойкими застойными явлениями в печени, легких, обширными отеками.

25.Хроническая коронарная недостаточность 2 — 3-й степени со стабильной стенокардией покоя, стенокардией напряжения ФК 3 — 4-й степени.

26.Артериальная гипертензия 3-й степени с частыми кризовыми состояниями.

27.Облитерирующий эндартериит двухсторонний с резко выраженными необратимыми трофическими изменениями (некроз) и нарушением функций конечностей.

28.Хронически активный гепатит и цирроз печени с выраженным нарушением портального кровообращения, печеночной недостаточностью.

29.Хронические заболевания почек с нарушением азотовыделительной функции почек (стойкой азотемией, анемией, изменением глазного дна, гипертонией и другим).

30.Заболевания системы крови: агранулоцитоз, лейкозы, анемии, гемофилия.

31.Заболевания эндокринной системы в стадии декомпенсации.Инсулинозависимый сахарный диабет, лабильное течение с суточными дозами инсулина более 80 ЕД, с наличием сосудистых осложнений.Тиреотоксикоз в тяжелой форме, не подлежащий хирургическому лечению.

32.Активный туберкулез легких и других органов.

33.Прогрессирующий деструктивный туберкулез позвоночника, крупных костей и суставов, осложненный амилоидозом внутренних органов, двухсторонний кавернозный туберкулез почек.

34.Болезни глаз: глаукома, прогрессирующая атрофия зрительного нерва, миопия высокой степени, не поддающаяся коррекции слепота одного глаза при резком сниженном зрении другого глаза.

35.ВИЧ-инфекция в стадии пре-СПИД и СПИД.

1.Возникновение заболеваний, указанных в настоящем перечне, является основанием для прекращения лечения в лечебно-трудовом профилактории.

2.При возникновении сопутствующих заболеваний и временных медицинских противопоказаний (в том числе острые психозы любого генеза и острая интоксикация, вызванная употреблением алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ) лечение проводится в соответствующих специализированных организациях здравоохранения с последующим продолжением лечения в лечебно-трудовом профилактории.

3.Не подлежат направлению для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду в лечебно-трудовом профилактории беременные женщины и кормящие матери; инвалиды 1-й и 2-й группы вне зависимости от вида заболевания.

Приложение 2
к Инструкции о порядке работы
специальной медицинской комиссии
организации здравоохранения,
оказывающей наркологическую помощь,
для проведения медицинского
освидетельствования совершивших
преступления лиц, страдающих
хроническим алкоголизмом, наркоманией,
токсикоманией или направленных в
лечебно-трудовой профилакторий

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ НАЗНАЧЕНИЮ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ ЛИЦАМ, СТРАДАЮЩИМ ХРОНИЧЕСКИМ АЛКОГОЛИЗМОМ, НАРКОМАНИЕЙ ИЛИ ТОКСИКОМАНИЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 107 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.Злокачественные новообразования 2-й и 4-й клинических групп.

2.Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

3.Органические психотические расстройства.

4.Умственная отсталость (кроме легкой).

6.Расстройства личности вследствие эпилепсии.

7.Параноидное расстройство личности.

8.Аффективные расстройства настроения с психотическими симптомами.

9.Органические стойкие и прогрессирующие поражения центральной нервной системы, стойкие тетраплегии, возникающие вследствие инсультов, травм, инфекций, опухолей и другого.

10.Эпилепсия с частыми судорожными припадками.

11.Рассеянный склероз (в поздней стадии заболевания) при наличии спастических параличей, нарушений координации движений и нарушений психики.

12.Гепато-лентикулярная дегенерация с тяжелыми контрактурами, обездвиживающими больного и выраженным слабоумием.

13.Болезни нервно-мышечного аппарата:

прогрессирующая мышечная дистрофия с контрактурами и тяжелыми двигательными расстройствами (после безуспешного лечения);

атрофическая миотония и миастения со злокачественным течением и выраженными изменениями нервно-соматического состояния.

14.Сирингомиелия с обширными расстройствами чувствительности и грубыми трофическими нарушениями, сирингобульбия.

15.Боковой амиотрофический склероз со спастическими параличами нижних конечностей, бульбарными расстройствами.

16.Дрожательный паралич (болезнь Паркинсона) со злокачественным течением, развитием обездвиженности и истощением.

17.Хронические нагноительные заболевания легких (гангрена легких, хроническое воспаление легких с наклонностью к абсцедированию, септическая эмпиема легких), амилоидоз внутренних органов и легочно-сердечная недостаточность 3-й степени.

18.Пневмокониозы с выраженной сердечно-сосудистой недостаточностью 3-й степени, анасарка с расстройствами дыхания.

19.Перикардит хронический или при наличии недостаточности кровообращения 3-й степени (стойкие застойные явления в печени, легких, обширные отеки).

20.Пороки сердечных клапанов с нарушением кровообращения 3-й степени, не подлежащие хирургическому лечению со стойкими застойными явлениями в печени, легких, обширными отеками.

21.Кардиосклероз миокардический и атеросклеротический с нарушением кровообращения 3-й степени со стойкими застойными явлениями в печени, легких, обширными отеками.

22.Хроническая коронарная недостаточность 3-й степени со стабильной стенокардией покоя при инфаркте миокарда в анамнезе.

23.Артериальная гипертензия 3-й степени с частыми кризовыми состояниями.

24.Облитерирующий эндоартериит и тромбангиит двухсторонний с резко выраженными необратимыми трофическими изменениями (некроз) и полным нарушением функций конечностей.

25.Циррозы печени (портальный, холангический, гипертрофический, спленомегалический, смешанный) с выраженными явлениями нарушения портального кровообращения.

26.Резко выраженная болезнь Иценко-Кушинга, гипофизарное истощение.

27.Бронзовая болезнь при резко выраженном исхудании, адинамии, гипотонии.

28.Лейкозы острые: ретикулезы, гемоцитобластозы с резко выраженной анемией.

29.Хронический нефрит (хронический диффузный гломерулонефрит, вторично сморщенная почка) с резким нарушением функции почек, стойкой азотемией, анемией, изменениями глазного дна, гипертонией и другое.

30.Прогрессирующий деструктивный туберкулез позвоночника, крупных костей и суставов, осложненный амилоидозом внутренних органов; двухсторонний кавернозный туберкулез почек, осложненный специфическим процессом мочевыводящих путей (мочеточников и мочевого пузыря), сопровождающийся полной и стойкой утратой трудоспособности.

31.Прогрессирующий двухсторонний поликавернозный туберкулез легких с явлениями легочно-сердечной недостаточности 3-й степени и необратимыми явлениями амилоидоза внутренних органов.

Примечание.Не подлежат применению принудительных мер безопасности и лечения беременные женщины и кормящие матери; инвалиды 1-й группы вне зависимости от вида заболевания.

Приложение 3
к Инструкции о порядке работы
специальной медицинской комиссии
организации здравоохранения,
оказывающей наркологическую помощь,
для проведения медицинского
освидетельствования совершивших
преступления лиц, страдающих
хроническим алкоголизмом, наркоманией,
токсикоманией или направленных в
лечебно-трудовой профилакторий

Приложение 4
к Инструкции о порядке работы
специальной медицинской комиссии
организации здравоохранения,
оказывающей наркологическую помощь,
для проведения медицинского
освидетельствования совершивших
преступления лиц, страдающих
хроническим алкоголизмом, наркоманией,
токсикоманией или направленных в
лечебно-трудовой профилакторий

Рейтинг автора
Автор статьи
Алексей Лимаров
практикующий алкоголик
Написано статей
1214
Ссылка на основную публикацию